Старший научный сотрудник Центра исследований вопросов Центральной Азии и Афганистана Московского государственного университета международных отношений Леонид Гусев в интервью 1in.am заявил, что Москва в самом дурном сне не хочет возобновления войны в Нагорном Карабахе.
– Господин Гусев, как вы оцениваете нынешний уровень армяно-российских отношений? Новые власти не намерены менять курс внешней политики, тем не менее мы все еще слышим неоднозначные оценки из Москвы, с чем это связано?
– Если говорить об экспертах, они часто выражают свою личную позицию, так же, как и отдельные депутаты Госдумы. От имени государства говорит президент, представитель правительства или спикер парламента, секретарь Совета Безопасности, остальные выражают свое личное мнение.
Могу сказать, что в настоящий момент заявления нашего президента, касающиеся армяно-российских отношений, показывают, что эти отношения продолжатся, то есть в положительном направлении. Об этом также говорят представители правительства Армении.
Естественно, что в качестве суверенной страны Армения может заключать соглашения с другими государствами или союзами, я думаю, что в будущем это будет так.
– Вероятно, вам известно об инциденте, связанном со 102-й военной базой в Гюмри, наш премьер-министр назвал это провокацией против армяно-российских отношений и суверенитета Армении. Как бы вы прокомментировали это заявление?
– Видите ли, такие ситуации время от времени происходят в разных странах. К сожалению, также могут быть трагические события, и для того, чтобы минимизировать такую опасность, отношения должны быть более открытыми – заранее должно быть достигнуто соглашение о том, что здесь пройдут учения. Скорее всего, все это будет урегулировано в рамках совместных договоренностей.
– Что вы думаете о нынешнем этапе переговоров по карабахскому конфликту? В прессе, особенно из уст российских экспертов, мы часто слышим, что предыдущие власти были близки к урегулированию. Видите ли вы такую перспективу?
– Конфликт имеет долгую историю, демонстрации, митинги начались еще в 1988 году, то есть прошло более 30 лет. После этого была война и множество других инцидентов. В течение короткого промежутка времени урегулировать конфликт практически невозможно, с обеих сторон были жертвы, это нелегко забыть. Мне жаль, но этот вопрос еще долго будет в повестке Армении, Азербайджана и стран, которые каким-то образом участвуют в урегулировании конфликта. Если что-то готовится, то только предварительные работы, не более того. Вопрос очень сложный, и нужно подходить очень осторожно. Пока раны еще свежи, и все это может продолжаться десятилетиями. Возьмите кипрский конфликт между турецкими и греческими общинами. Пока он еще не урегулирован, хотя были разные заявления, но за это время создалась очень сложная ситуация. То же самое касается карабахского конфликта.
– Считаете ли вы, что возобновление войны возможно?
– Не дай Бог, никто, в том числе и Москва, в самом дурном сне не хочет возобновления войны. Должны хотя бы пока, по крайней мере, поддерживаться соглашения. Два года назад были предпосылки для возобновления войны, я думаю, нужно идти на урегулирование, но для этого необходимо желание всех сторон. Повторяю, для достижения решения необходимы длительные переговоры.
– А в таком случае какую позицию займет Москва? Много говорится о том, что сближение отношений с Азербайджаном также может нанести ущерб Армении.
– Никто не говорит и не хочет военных действий, поэтому мы приложим все усилия, чтобы избежать столкновений. Я считаю, что Москва проследит и попытается предотвратить войну в рамках своих возможностей. Никому не выгодно, кризис на Кавказе не в интересах Москвы. Есть очень важные геополитические интересы на Кавказе, в Европе и Азии, недалеко от Сирии и Ирака, где военные действия происходят в течение многих лет. Если что-то вспыхнет, будет дестабилизирован весь регион.