«Люди, способные сыграть важную гражданскую роль, не рискуют ввязываться в политику. Они боятся все там потерять»
Выборы в России крупным планом: газета Libération посвящает свой пятничный номер главному российскому политическому событию 2018 года. «Русская избирательная кампания: верховый сон» — гласит заголовок. На обложке номера – фотография Ксении Собчак с подписью: «кремлевское алиби», на второй странице – изображения руки с татуировками Собчак и Путина.
«За два месяца до выборов политический пейзаж в России как всегда занят Кремлем. Только несколько дозволенных „оппозиционеров”. Владимир Путин плывет к своему переизбранию без настоящей программы, на фоне общей политической апатии», — пишет Libération.
Далее газета напоминает, что выборы пройдут в день аннексии Крыма, 18 марта. Главу фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального Libération называет «единственным персонажем, способным нарушить праздник», но его не допустили к выборам. В воскресенье, 28 января, сторонники Навального призывали выйти на манифестацию протеста против выборов, а также начать «забастовку избирателей», но даже это «не окажет реального влияния на результаты голосования».
Остальные кандидаты, даже «более строптивая» Ксения Собчак были одобрены, если не выбраны, президентской администрацией. Все было сделано для того, чтобы повысить явку на выборах, которая, несмотря на все усилия, рискует стать исторически низкой, продолжает газета.
«Второе лицо»: отдельная статья Libération посвящена Ксении Собчак – «идеальному оппозиционеру для Кремля, в способностях которой сомневаются даже ее собственные сторонники». «Крещенское вхождение в воду Собчак можно считать официальным вступлением в президентскую кампанию», — не перестает иронизировать газета. Такие молодые, харизматичные, улыбчивые политики, как она, смогут сделать политику «cool и sexy», говорит журналисту газеты один из главных стратегов предвыборного штаба Собчак, политтехнолог Виталий Шкляров. Правда, это не помешало ему работать в 2016 году на предвыборный штаб Берни Сандерса, самого старого кандидата в истории США.
Для Шклярова, который подходит к политике с точки зрения маркетинга, Собчак – это хорошо продаваемый политический продукт. Главным козырем кандидатки является интернет и смартфон, а также «уберизация политики».
Предположение о том, что кандидатура Собчак была задумана Кремлем, доказывается внезапным допуском бывшей звезды реалити-шоу на центральные телеканалы. «Кандидатура Собчак может заставить российских граждан задуматься о политических процессах, о том, что происходит в обществе», – говорит газете французский специалист по России Анн Колен-Лебедев. И хотя бы в этом уже есть ее польза.
И если у Собчак и Навального разные стратегии на этих выборах – участие или бойкот, – то их объединяет общая цель: политизировать сознание россиян и пробудить новое поколение людей, способных думать о будущем России без Путина, заключает Libération.
Возвращаясь к выборам нынешним, газета печатает интервью с журналистом, историком и писателем Михаилом Зыгарем. «Никто в России, включая верхи, не хочет думать о будущем», — вывела в заголовок газета цитату из этого интервью.
Во Францию Зыгарь приехал на презентацию книги «Вся кремлевская рать: Краткая история современной России», которая вышла в издательстве Cherche-Midi.
«Эти выборы выглядят более презентабельно, чем предыдущие. Однако никто не питает иллюзий: в России не существует политического процесса (…) После прихода к власти Путин очень сильно изменился, – говорит Михаил Зыгарь. – У него никогда не было долгосрочного плана. Он быстро реагирует, так как не следует заранее установленному сценарию. Главное в его эволюции – обретение глубокой веры в свое всемогущество».
«Придя к власти, Путин не имел собственной идеологии: она сформировалась его окружением, очень либеральным и прозападным. Кстати, во время первого мандата он вел себя как самый прозападный лидер в истории России: обсуждался даже вопрос присоединения России к НАТО», – напоминает он.
Но перемены в сознании Путина произошли во время «цветных революций» в странах бывшего СССР, после которых в России начали расцветать теории заговора. Протесты против результатов выборов 2011-2012 годов сильно подорвали доверие Путина к среднему просвещенному классу. Он стал опираться и обращаться к «менее просвещенному рабочему классу, к людям, склонным к национализму, для которых гордость за страну является источником личного удовлетворения». «Путин реставрировал воображаемую синтетическую империю: немного сталинизма, небольшая доза дореволюционной России, капелька православия и несколько советских атрибутов. Такая гибридная идеология привлекает и объединяет большинство», – объясняет Зыгарь.
И если исход выборов в России 2018 года ни для кого не является секретом, то будущее страны не поддается никаким прогнозам, считает он. «Пресловутая путинская стабильность, символизирующая отсутствие сменяемости и политического плюрализма, в конечном счете становится фактором неустойчивости и уязвимости», – говорит Зыгарь.
«Россия — это страна, которая сегодня не в состоянии говорить о будущем», – продолжает он. «Люди, способные сыграть важную гражданскую роль, не рискуют ввязываться в политику. Они боятся все там потерять», – таков его печальный прогноз.
«Международное французское радио RFI»