Министр обороны Армении в интервью русскоязычному изданию EADaily сделал несколько примечательных заявлений, которые в смысловом плане звучали и в годы прежних властей, однако по части тональности они, несомненно, беспрецедентно жесткие и одновременно четкие, и касаются так сказать монополии на военный удар. Министр Тоноян заявил, что в случае азербайджанской провокации Армения вовсе не воздержится от искушения нанести контрудар, который по своему масштабу превзойдет азербайджанскую атаку, и Армения не позволит Азербайджану сохранить за собой «монопольное» право определять место, время и масштабы эскалации ситуации.
«Монополия» Азербайджана на воинственность или войну – ключевой фактор, хотя и мало обсужденный. Казалось бы, все – сопредседатели Минской группы, Армения, Иран молчаливо приняли то, что «монополия» на войну принадлежит Азербайджану, и остается всего лишь не позволять, чтобы он реализовал свою монополию. Интересно, однако, что за все эти годы почти не говорили о том, чтобы отобрать эту монополию из рук Азербайджана, что было бы, мягко говоря, намного более красноречивым и действенным шагом к региональной стабильности и миру, нежели наоборот – с одной стороны хотя бы и молчаливо признавать эту его монополию, а с другой – убеждать Азербайджан не прибегать к военной авантюре, ну а в случае Армении – максимум говорить, что авантюра получит сильнейший ответ.
В этом смысле затронутая министром обороны проблемы придает вопросу, реалиям подход, содержащий более широкое решение – мир, хотя бы и относительный, стабильность и безопасность требуют окончательно лишить Азербайджан этой монополии, как-то – Армения должна еще более часто заявлять о том, что в случае, если усмотрит какую-либо действенную угрозу, она оставляет за собой право на ассиметричный удар – не дожидаясь того, чтобы сопредседатели привели в Баку в чувство и предотвратили авантюру.
Молчаливо данная Азербайджану монополия на войну вовсе не означает, что армянской стороне принадлежит – опять же международно признанная монополия на мир. Армянской стороне отведена монополия на так сказать терпение и понимание. Это должно измениться, и министр обороны представляет эту заявку, чего, безусловно, не может быть без политического решения на более высоком уровне. В конечном счете, интервью Давида Тонояна, по сути, является повесточным продолжением заявлений Никола Пашиняна об арцахской проблеме, безопасности, роли России. По большому счету, Давид Тоноян говорит то, что и должен говорить министр обороны – министр обороны страны, находящейся в войне.
Именно эти четкая позиция и позиционирование министра обороны должны укрепить позиции, аргументы разрабатывающих внешнюю политику премьер-министра и министра иностранных дел, усилить их позиции на переговорах. Внешняя политика Армении нуждалась в этом и на протяжении многих лет. Голос армии в этой политике должен звучать все громче и громче, чтобы все тише и тише звучал голос военной дипломатии Азербайджана. По-видимому, принцип зуб за зуб является радикальным принципом, который ведет к столкновению. Однако в режиме реальной политики ситуация давно вышла за те границы, по ту сторону от которых говорить с Азербайджаном можно иначе.
Поэтому, чтобы защитить ситуацию хотя бы относительного мира, Ереван отныне вынужден говорить с Азербайджаном на его языке: другого языка Баку не понимает или делает вид, что не понимает. Когда и Ереван будет говорить на этом языке, Баку вынужденно или прекратит делать вид, что не понимает другой язык дипломатии, кроме военного, или просто должен будет изучить язык дипломатии и постепенно забыть о военных угрозах.
Источник: 1in.am