В программе нового правительства, которая уже готова и будет представлена парламенту, закреплен вопрос внеочередных выборов, и правительство зафиксировало задачу – переход к полноценной пропорциональной избирательной системе и проведение внеочередных парламентских выборов максимум в течение одного года. Это, пожалуй, важнейший пункт в программе правительства, поскольку из него автоматически проистекают все остальные пункты – по своей причинно-следственной связи, политической логике. Дело в том, что если новое правительство в ряду своих программных целей ставит вопрос новых выборов – максимум в течение одного года, то «в подчинении» этого пункта в принципе оказываются все остальные вопросы, экономическая политика и прочее.
Дело в том, что программное положение о внеочередных выборах фактически «заставит» нынешнее правительство и во всех остальных вопросах вести политику, которая на внеочередных выборах позволит претендовать на большинство общественных голосов, такое большинство, которое уже подытожит результат бархатной революции, а не станет его фактическим пересмотром. То есть, правительство Никола Пашиняна, зафиксировав задачу проведения внеочередных выборов как программную, а не оставив ее в качестве исключительно приоритета политической повестки, этим самым уже берет на себя двойную политическую ответственность в этом вопросе. А это уже – приветствуемый показатель приверженности принципам и целям бархатной революции.
В то же время, очевидно, что для Пашиняна внеочередные выборы могут иметь только один политических исход – победу, причем, в варианте 50+1. Проблема в том, что если через год после победы бархатной революции или победы первого этапа революции Николу Пашиняну и его команде не удастся сохранить этот капитал, превратить его уже в прочную власть, то даже в случае коалиционной власти это станет их политическим поражением. В то же время, они проиграют не какой-либо из действующих политических сил – такой проблемы или риска, по сути, у Пашиняна больше нет, а проиграет так называемой новой силе. А то, что в Армении сформируется новая политическая сила, это, по сути, неизбежно. Такова логика, требование ситуации, потому что в Армении глубокие политико-экономические проблемы были обусловлены не только правилами игры, но и игроками, в том числе и политическими силами, вплоть до давних оппозиций – будь то фальшивых или честных.
То есть, устарели и стали нежизнеспособными не только правила, но и игроки, их содержание, идеологические, политические концепции. В этом смысле новая власть в Армении должна предполагать качественно новую оппозицию, и это не может быть посредством трансформации или реформации старых сил, у них нет этого глубинного ресурса. Соответственно, логический конечный результат бархатной революции должен предполагать формирование принципиально новой власти и новой оппозиции, что, в свою очередь, практически превращает в императив формирование новой политической силы или сил, что параллельно должно обеспечить решение еще одного важного вопроса в армянской политической реальности – «укрупнение» или внутриполитическую «оптимизацию». Конечно, если Пашинян не сможет получить большинство – 50 + 1, то это означает, что составит коалицию с какой-либо из действующей ныне сил, потому что вряд ли через год будут проходить выборы с участием абсолютно новой силы. Хотя, конечно, возможно все, поскольку сейчас политическая арена Армении превратилась в «нетронутую целину». Но в любом случае отсутствие 50 + 1 для Пашиняна будет поражением, и здесь вопрос в том, проиграет ли он только лишь новой силе, которая неизбежно будет сформирована перед следующими – очередными выборами, или также и той силе, коалиция с которой должна будет обеспечить большинство после внеочередных выборов.
Соответственно, для политической команды Никола Пашиняна ближайший год практически пройдет по принципу «победа или поражение» – либо через год они зафиксируют свой успех бархатной революции показателем 50 +1, а для этого необходимо в ближайший год показать впечатляющие управленческие результаты, либо пиком их успеха станет 8 мая 2018 года, хотя, безусловно, даже этого достаточно для того, чтобы квалифицировать роль этой команды как историческую и для ее оценки как знаменательной страницы в новейшей истории Армении. Но, с другой стороны, это будет неполный успех не только возглавившей революцию команды, но и общества.
Следовательно, проблема внеочередных выборов – это стратегическая задача не только для Пашиняна и его команды, но и общества, которое продвигало и своим участием превратило в реальность казавшийся невозможным процесс бархатной революции. Соответственно, возникает необходимость вновь констатировать, что дальнейшее развитие событий – это дело не только нового правительства, и ответственность за это должны ощущать также общество, его активные группы, потому что, если нынешняя сила максимум через год по свободному и законному избирательному механизму не зафиксирует 50+1 процент, это станет поражением не только данной силы, но и одержавшего победу общества, которого она повела за собой.
Источник: 1in.am