Покойный ныне президент Азербайджана Гейдар Алиев фактически признал и вел переговоры с Нагорно-Карабахской Республикой. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян на проходящей в Степанакерте конференции «Сотрудничество во имя справедливости и мира».
Замминистра акцентировал два вопроса: почему продолжающийся много лет переговорный процесс с участием таких авторитетных посредников, 3 членов СБ ООН, не увенчался прогрессом. И почему безупречно реализованный акт о самоопределении превратился в кровопролитный конфликт?
«На самом деле результате есть. Это соглашение о прекращении огня от мая 1994 г. Подписание его стало возможным по итогам прямых переговоров между Арцахом и Азербайджаном, был подготовлен документ, к которому присоединилась Армения», — отметил Кочарян. Он напомнил, что Гейдар Алиев поручил вице-спикеру встретиться с должностным лицом Арцаха и подготовить встречу представителей двух стран.
«Документ составлен на русском и в нем используется аббревиатура «НКР» — Нагорно-Карабахская Республика. Под ним подпись – Гейдар Алиев. То есть можно констатировать, что Азербайджан признал Арцах как сторону переговоров и вел на разных уровнях прямые переговоры», — констатировал Шаварш Кочарян.
Однако, продолжил замминистра, ныне Азербайджан избегает прямых переговоров и делает вид, что такого субъекта как Арцах вовсе нет. «Следовательно, не желает прогресса в переговорах. Никто не уполномочен говорить вместо Арцаха о вопросах, которые в находятся в непосредственной юрисдикции Арцаха, например, территориальная целостность Арцаха. Что касается статуса, то даже власти Арцаха ограничены волей народа и референдумом», — подчеркнул замминистра. Он добавил, что Азербайджан под видом переговоров ведет пропагандистскую войну, чтобы пытаться доказать международному сообществу, что конфликт с Арменией и касается территориального спора. «Но факты говорят об обратном, вышеуказанное соглашение свидетельство тому», — отметил Кочарян.
По его словам, причина конфликта в том, что Азербайджан в действительности не желает переговоров и компромиссов, признавая только силу. На мирные устремления арцахцев Азербайджан ответил варварскими действиями, противоречащими представлениям о цивилизации – резня армян в Сумгаите, Баку, убийство Гургена Маркаряна, апрельская война, в ходе которой всего за 4 дня были осуществлены такие варварские действия, которые присущи крайним радикальным группировкам.
«Армянские стороны говорят о самоопределении, Азербайджан говорит о территориальной целостности. Но международное право не противопоставляет эти принципы», — подчеркнул Кочарян, приведя пример Сербия и Косово.
«Потому что для самоопределения народ не должен спрашивать разрешения у кого-то. Хельсинский заключительный акт и его 8 принцип блестяще формулирует это: все народы всегда имеют право по собственному усмотрению без внешнего вмешательства решать свой статус», — заключил Шаварш Кочарян.