Азербайджан усиленно пытается зафиксировать в международных документах свою территориальную целостность, видимо, считая, что таким образом добьется уважения к тому, чего нет. Азербайджанские СМИ с гордостью пишут о том, что в парафированном тексте соглашения Азербайджан-ЕС говорится об уважении территориальной целостности страны. Рассказывается, что все прежние годы этого не удавалось добиться, и вот теперь ЕС решил заявить об уважении.
Об уважении руководства ЕС к лидеру Азербайджана свидетельствовала «шутка» главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера в 2017 году, когда он, перед встречей с Ильхамом Алиевым, сказал, что начинается неприятная часть дня. После этого Алиев, судя по всему, не встречается с Юнкером.
Вопрос закрепления территориальной целостности становится для Азербайджана психологическим синдромом, таким же, как для Турции – Анатолия. Турция назвала главное свое агентство «Анадолу», проводит учения «Анатолийский орел» и прочее, чтобы «привязать» топоним Анатолия к турецкой идентичности. Но безуспешно – Восточная Анатолия твердо ассоциируется с армянами, а Западная – с греками и ассирийцами.
Территориальная целостность Азербайджана – точно такой же «синдром неполноценности». И не случайно в Баку болезненно относятся к тому, что в международных документах территориальная целостность Азербайджана не ставится в один ряд с Украиной, Грузией и Молдовой.
Как ЕС намерен работать с Азербайджаном, признавая его «территориальную целостность»? Будет ли ЕС выделять Баку средства на «интеграцию Карабаха» и станет ли это для Баку новым источником евро? Хотя вряд ли ЕС настаивал на фиксировании «территориальной неполноценности» Азербайджана. Неудобно как-то.
Перед отъездом в Брюссель Никол Пашинян заявил, что его участие в саммите НАТО зависит от формулировок по карабахской проблеме в итоговой декларации. То, что Никол Пашинян принял участие в саммите, говорит о том, что формулировки армянскую сторону устроили. Они почти повторяли формулировки двух прошлых саммитов НАТО, и в них нет ссылки на то, что Карабахская проблема должна решаться в рамках территориальной целостности Азербайджана.
Тем не менее, армянская дипломатия будет ощущать попытки Азербайджана начать новый раунд дипломатической борьбы. В этом Алиеву будет помогать Эрдоган. Не случайно в Брюсселе два этих политика почти не расставлись друг с другом.
Старый лоббинг Азербайджана, российский, «слили» – после того, как российских экспертов и политиков привезли к Лелетепе и публично заставили отработать деньги, им вряд ли будут платить. Раскрытым «агентам» не платят. В Армении российская агентура тоже уже не сможет поддерживать российско-азербайджанские проекты. Так что, начинается новый этап.
Наира АЙРУМЯН, Обозреватель «ЛРАГИР»