Президент Турции и США Реджеп Тайип Эрдоган, Дональд Трамп сформулировали внешнюю политику, которая ставит интересы их страны (как они их видят) на первое место, пишет Эдвард Стаффорд в своей статье на Ahval.
К сожалению для обоих лидеров, акцент «моя нация превыше всех остальных» вызвал трения с союзниками и дружественными странами.
Однако, в отличие от президента США, который возглавляет крупнейшую экономику мира, которая продолжает быть магнитом для предпринимательских и других талантов, Эрдоган возглавляет нацию с меньшими естественными преимуществами и которая привлекает беженцев, ищущих передышку от конфликта, или экономических мигрантов, как путь дальше на запад. При Трампе США могут не нравиться, но их бывшие друзья не могут игнорировать их. Турции при Эрдогане не так повезло.
Реакция Эрдогана на заключение соглашения между Израилем и ОАЭ ярко иллюстрирует эту дилемму. Он заявил, что рассматривает вопрос о приостановке отношений с ОАЭ за действия, которые МИД Турции назвал «лицемерными».
Кроме Палестинской администрации и, возможно, Катара, трудно представить, чтобы какое-либо арабское правительство последовало этому примеру. Какая польза суннитской арабской нации противодействовать этому шагу ОАЭ по защите своих интересов от Ирана, возглавляемого шиитами?
Но почему Эрдоган так озабочен установлением отношений между двумя странами, с которыми Турция не граничит? Неужели все дело в том, что Иерусалим должен быть возвращен под контроль мусульман, так же, как Собор Святой Софии был превращен в мечеть? Вкратце, да.
Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель современной Турции, хотел, чтобы его страна совершила поворотный момент в своей истории, чтобы османы были полностью скрыты из виду; Эрдоган желает восстановить престиж и превосходство турок на османских высотах, особенно их лидерство в большей мусульманской общине. Это частично объясняет, почему он вместе с турецкими официальными лицами поддерживал и сотрудничал с усилиями Фетулы Гюлена в области образования и укрепления влияния.
Претензии Эрдогана представлять интересы всех мусульман-суннитов — начиная с турок, туркмен и других тюркских народов, а затем быстро перейдя к арабам, которые в свое время составляли значительный процент населения Османской империи на Ближнем Востоке — пережили разрыв с Гюленом.
Таким образом, хотя превращение Святой Софии в мечеть можно справедливо рассматривать как выражение турецкого национализма, это также отрицание светской современности (ататюркизма) и утверждение претензий Эрдогана на роль выдающегося политического лидера. из мусульманской нации.
Каким бы значительным ни было преобразование собора Святой Софии в видении Эрдоганом восходящей Турции, которая станет доминирующей на Ближнем Востоке, это имеет гораздо меньшее значение, чем возвращение Иерусалима под контроль мусульман.
На протяжении многих веков Иерусалим находился под политическим контролем османских султанов, как и священные города Мекка и Медина. Хотя достижение политического контроля над Иерусалимом не является реалистичной целью для Эрдогана, он явно стремится, чтобы мусульмане-сунниты видели в нем защитника их прав и привилегий в Иерусалиме от контроля, осуществляемого еврейским государством.
Теперь эмиратцы показывают, как и египтяне и иорданцы, что они согласны подчиниться Израилю. Как и палестинцы, Эрдоган видит в этом предательство. В отличие от этих стран, он видит не предательство их стремлений к суверенному палестинскому государству, а предательство мусульманской солидарности против еврейского контроля над местами, которые должны находиться под контролем исламского сообщества.
Во многом в основе этого лежит искаженная интерпретация Эрдоганом истории Османской империи. Бывшие подчиненные народы, как мусульмане, так и немусульмане, могут видеть это по-другому — в частности, современные потомки арабских подданных османских султанов, которые считали себя первыми среди равноправных народов в исламе.
Самым неприятным для Эрдогана должно быть отсутствие должного внимания к его гневу по поводу «предательства» эмиратов. Его авантюризм за последние пять лет, добавивший силы предыдущим усилиям по «мягкой силе», не послужил ни повышению престижа Турции, ни поддержке его притязаний на превосходство.
Размахивание саблей против Греции, Кипра и, как следствие, Европейского союза по поводу морских прав в восточном Средиземноморье не повышает авторитета Эрдогана и не помогает экономике Турции. Размещение турецких солдат вместе с боевиками, связанными с исламистами, в Сирии напоминает османскую тактику использования подчиненных народов против других подданных в интересах турецких сил — также как и для транспортировки сирийских боевиков в Ливию.
Оба хода обходятся дорого. Эрдоган, похоже, забыл, что Османская Турция рухнула из-за национализма и чрезмерной нагрузки на ресурсы, доступные для имперских амбиций. И на фоне этих последовательных действий его возмущению не будут уделять внимания — ни Эмираты, ни Израиль, ни Соединенные Штаты.
Наконец, Эрдоган понял, что, хотя Трамп может отложить санкции против Турции из-за ее покупки С-400 и оставить проблемы в восточном Средиземноморье Европейскому союзу, личные отношения Эрдогана со своим американским коллегой мало что значат, когда в этом замешан Израиль.