В интервью радиостанции «Голос Америки» новый сопредседатель Минской группы ОБСЕ Ричард Хогланд сказал, что согласен с тем, что есть необходимость в активизации США в переговорном процессе по Карабаху. «Я согласен, что нам необходимо проявить немного больше активности, но у нас сейчас новая администрация. Вашингтон еще рассматривает различные версии внешней политики. Давайте подождем немного и посмотрим, что произойдет», – заявил американский сопредседатель.
Несколько месяцев назад он в этом статусе сменил Джеймса Уорлика. Уорлик был достаточно активным сопредседателем как в плане визитов, так и в плане записей в сосетях, посредством которых он направлял разного рода мессиджи и сигналы по части логики процесса урегулирования, часто довольно тактично представляя обществу и риски нежелательной повестки. Таким образом, Уорлик в основном подавал сигналы обществу Армении – часто даже говоря о вещах, вызывающих негативную общественную реакцию в Армении и жесткие оценки в свой адрес. По этой причине и азербайджанцы часто жаловались на его «проармянскую» деятельность.
С другой стороны, иной вопрос, какие выводы делало общество Армении из этих мессиждей Уорлика, которые он направлял даже рискуя вызвать критику именно в Армении. Однако кроме озвучивая этой критики, общественные и политические круги Армении в основном не прислушивались к тем тревожным сигналам и реалиям, на которые посредством своих мессиждей Уорлик указывал по части так называемого переговорного процесса.
Если бы общество, политические силы Армении в первую очередь были бы более адекватны по отношению ко всему этому, внимательно вчитывались бы в их междустрочия и сформировали соответствующее к ним отношение, то с большой вероятностью можно было бы утверждать, что вытекающая из всего этого общественная реакция оказалась бы в состоянии не позволить или нейтрализовать те дипломатические, политические ошибки, которые совершали власти на протяжении последних 3-4 лет, и которые привели как к снижению международного рейтинга Армении, так и к потере субъектности, и в конце концов создали такую ситуацию, которую Азербайджан рассмотрел как возможность для организации нападения и, фактически, к попытке развязать войну во второй раз. Известно, чем именно все это закончилось для самого Баку. Баку попался в вырытую им же яму, однако это главным образом произошло благодаря колоссальным усилиям и беспримерной отваге армянских солдат и офицеров, а также, к несчастью, ценой тяжелых потерь.
Через несколько месяцев после апрельской войны, когда уже возникла новая реальность, новая военно-политическая ситуация, США сменили своего сопредседателя. Не исключено, что это было обусловлено не только возникшей после апреля новой ситуацией, а, следовательно, и вызванными ею проблемами, но и сменой администрации США. В настоящее время Р. Хогланд заявляет, что США должны быть активнее в Арцахском вопросе, в то же время говоря, что о более конкретных подходах станет возможно говорить только после того, как полностью сформируются как внешнеполитическая команда новой администрации, так и ее подходы, то есть, через несколько месяцев.
А пока впечатления от новой американской администрации противоречивые, хотя и в достаточной мере становится заметным восстановление и возвращение так сказать «соколиного» курса, что было присуще всем республиканцам вообще. Следовательно, как именно проявится укрепление этого курса по части американской политики в Карабахском вопросе, в каком направлении США активизируют свою вовлеченность?
В настоящее время примечательно то обстоятельство, что передовая линия Армении укреплена американским сверхсовременным разведывательным оборудованием, как в этом признался Командос – Аркадий Тер-Тадевосян. Влияние этого оборудования Баку ощутил на себе всей силой превентивного удара, полученного 25 февраля. Если США активизируют свою политику в направлении принятия превентивных мер в отношении попыток эскалации, то это станет действительно важнейшим достижением как для Армении и Арцаха, так и всего региона и с точки зрения международной безопасности вообще. Все предпосылки ведут к этому. Об этом свидетельствует и другое заявление Хогланда – о том, что Россия не желает войны, которая приведет к дестабилизации во всем регионе.
Американский сопредседатель, фактически, намекает, что проблема дестабилизации была в политики именно России, следовательно, усилия США предположительно должны быть направлены на сдерживание этой политики, которая периодически проявляется в виде азербайджанских провокаций.