Отставка главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова, который занимал эту должность 16 лет и был связан с переговорными этапами между Ереваном и Баку по карабахскому урегулированию, вызывает недоумение, хотя очевидно, что в этой ситуации много не озвучивается. Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армения –NEWS.am заявил эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов, отметив, что в московских дипломатических кругах об отставке дипломата говорили еще и в начале этого года. По словам эксперта, переговорный процесс по карабахскому урегулированию имел свои взлеты и падения, были моменты, когда стороны сближались, и были на грани подписания какого-то либо соглашения. Однако, с 1994 года до 2016 года — апрельской войны, серьезных стычек не было и вот последняя в Тавушской области. И вот именно эта эскалация на армяно- азербайджанской границе совпала с отставкой Мамедъярова. «Во-первых, идет борьба в азербайджанском политическом кругу относительно дальнейшего выстраивания отношений, прежде всего с Арменией, и по карабахскому урегулированию. Второй момент. Фактом в том, что по очень непонятным до сих пор причинам, но с момента прихода к власти в Армении Никола Пашиняна и до недавнего момента, и с этим мнением согласны и западные, и немецкие специалисты, началось сближение двух сторон. Пашинян выиграл историческое время, делая иногда экстравагантные заявления по карабахскому урегулированию, а Азербаийджан, казалось бы, придерживался железобетонного такого вот принципа и позиции – территориальная целостность и прочее и прочее.
Несмотря на заявления, переговоры шли: многократные контакты между Мнацаканяном и Мамедъяровым, затем контакты между Алиевым и Пашиняном… Сложилось впечатление, что сформировался какой -то сценарий урегулирования, с которым Алиев связывал свои надежды с Пашиняном. Видимо этот сценарий ставил Мамедъяров. Сейчас Алиев понял, что у него ничего не получается. Решил убрать министра, который и олицетворяет этот внешнеполитический курс. Хотя, мы отлично понимаем, что в таких странах как Азербайджан министр иностранных дел самостоятельную политику не ведет. За это дело всегда отвечает президент, и сейчас Мамедъяров стал козлом отпущения»,- отметил Тарасов. По оценке эксперта, складывается впечатление, что азербайджанский МИД был сторонником продолжения политического диалога по карабахскому урегулированию, и не хотел доводить ситуацию до вооруженной конфронтации: «Какие-то силы оказывают давление на Алиева, устоять перед которыми он не может, и он бросил на жертвенный алтарь Мамедъярова, при этом компрометируя его и как дипломата, и как человека. Скорей всего, между министром и Алиевым раздувались политические разногласия относительно дальнейшего содержания внешней политики». Хорошие дипломатические отношения между Баку и Москвой, по словам эксперта, были налажены именно благодаря Мамедъярову, которому доверяли в РФ. «Новоназначенный глава МИД Азербайджана — экс- министр образования Джейхун Байрамов никак не связан с дипломатическим корпусом, а Мамедъяров кадровый дипломат. Как Байрамов будет восприниматься в Москве, и сможет ли сотрудничать с Москвой, выстраивать отношения с Турцией и с мировым сообществом? Напрашивается вывод, что Байрамов ориентирован на проведение жесткого курса в отношении урегулирования нагорно-карабахского конфликта и, возможно, на некоторых других направлениях во внешней политике». По оценке Тарасова, появилась какая-то локальная интрига, связанная с неизвестными общественности сюжетами по карабахскому урегулированию, и не исключено, что в Баку ожидаются кадровые чистки и на очереди министр обороны Закир Гасанов. «В азербайджанской прессе появляются публикации о Гасанове, где его стали критиковать за то, что он, оказывается, выступал перед аудиторией офицеров на русском языке. А попытки перейти на азербайджанский язык ему не удались, и оказалось, что он плохо владеет азербаийджанским языком. Сам факт, что азербайджанцы стали его критиковать за незнание языка, я воспринимаю как первую ласточку на пути дискредитации Гасанова»,- отметил эксперт.
Не исключено, что за создавшейся ситуацией стоит клан Пашаевых — родственников супруги Алиева Мехрибан Алиевой (Пашаевой). По словам Тарасова, однозначно, что на Ильхама Алиева оказывается давление, о чем свидетельствуют его выступления, во время которых он вступает в публичную дискуссию с какими-то внутренними оппонентами, объявляет оппозицию пятой колонной и так далее: «Так лидеры государств действуют тогда, когда они считаются с реальным фактором пятой колонны или внутренней оппозицией. Он обзывает их слугами запада или внешних сил. Значит, на него серьезно давят так называемые силы реваншистского типа».