Комментарий начальника Управления информации и по связям с общественностью МИД Республики Арцах Артака Нерсисяна агентству Lragir.am
В последнее время из Баку вновь стали звучать заявления о том, что «у Азербайджана есть предел терпения, и если не будут выполнены резолюции СБ ООН, то он будет вынужден использовать все права, указанные в Уставе ООН». Кроме того, азербайджанские власти считают, что «между миром, о котором говорит Армения, и миром, о котором говорит международное право, имеется разница». Как вы прокомментируете подобные утверждения официального Баку?
Утверждения азербайджанской стороны о якобы имеющейся разнице между миром, о котором говорит Армения, и миром, о котором говорит международное право, являются прямым следствием искаженного восприятия и произвольной интерпретации официальным Баку норм международного права. Более того, высшее руководство Азербайджана и вовсе отрицает международное право, считая, что в международных отношениях превалирует принцип «кто сильный, тот и прав».
На предвзятое толкование официальным Баку норм международного права указывают и попытки приписать себе право на развязывание агрессивной войны якобы в соответствии с Уставом ООН. Между тем Устав ООН, напротив, юридически закрепил запрет на применение силы в международных отношениях, за исключением двух допустимых случаев – с целью самообороны и по решению Совета Безопасности. Однако в контексте азербайджано-карабахского конфликта ссылка Баку на право на самооборону лишена правовых оснований как с точки зрения договорного, так и с точки зрения обычного права. Азербайджан не может ссылаться ни на статью 51 Устава Организации Объединенных Наций, ни на «мгновенную и непреодолимую необходимость» самообороны, поскольку с 1994 года действует трехстороннее бессрочное соглашение о прекращении огня и военных действий, которое в полной мере соблюдается двумя армянскими сторонами. Напомню, что 26-27 июля 1994 года Арцах (Нагорный Карабах), Азербайджан и Армения подписали дополнительное соглашение, в котором подтвердили «взятые на себя обязательства по прекращению огня вплоть до заключения большого политического соглашения». Нелишне отметить, что именно Арцах подвергся военной агрессии Азербайджана и для ее отражения воспользовался своим правом на самооборону в полном соответствии со статьей 51 Устава ООН.
Спекуляции Азербайджана о праве на самооборону в контексте азербайджано-карабахского конфликта были отвергнуты международным сообществом, в том числе — и в апреле 2016 года, когда в нарушение соглашения о прекращении огня азербайджанская армия начала широкомасштабное наступление на Арцах. Необходимо отметить, что благодаря, главным образом, решительным действиям Армии обороны Республики Арцах попытка Азербайджана развязать новую агрессию была пресечена. Реагируя на сложившуюся ситуацию, страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ — Соединенные Штаты, Россия, Франция, а также Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, Действующий председатель ОБСЕ и Генеральный секретарь Совета Европы были единодушны во мнении о необходимости строго соблюдать соглашение о прекращении огня 1994 года и соглашение 1995 года об укреплении прекращения огня. В частности, 8 декабря 2016 года в рамках заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ главы делегаций государств-сопредседателей Минской группы выступили с совместным заявлением, в котором обратились к сторонам с настоятельным призывом «строго придерживаться соглашений о прекращении огня 1994/95 гг., составляющих основу прекращения боевых действий в зоне конфликта».
Более того, международное право накладывает также запрет на использование силы для подавления права на самоопределение, являющегося императивной нормой международного права. Запрет на применение силы против принципа самоопределения носит статус обычной нормы международного права и закреплен в целом ряде основополагающих международных документов, в частности, «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций», резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 «Определение агрессии».
Уместно будет напомнить, что помимо общего запрета на применение силы Устав ООН также закрепил принцип мирного разрешения международных споров, согласно которому «члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».
Очевидно, что устойчивого мира и стабильности в регионе можно добиться, лишь устранив первопричину конфликта, которая заключается в отрицании Азербайджаном как индивидуальных, так и коллективных прав живущих в Арцахе людей. Именно попытка азербайджанских властей посредством силы и террора подавить право народа Арцаха на самоопределение привела к тому, что политическая проблема переросла в вооруженную конфронтацию. И сегодня нежелание Баку отказаться от этой деструктивной политики является одним из основных препятствий в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.
В случае попыток Азербайджана решить конфликт силовым путем, что по смыслу статьи 1 вышеприведенной резолюции ГА ООН 3314 будет означать развязывание агрессивной войны, Республика Арцах имеет полное право предпринять все необходимые меры самообороны и защитить свою свободу и независимость в соответствии с нормами международного права и, в частности, Уставом ООН.