Гордые люди, многие из которых являются потомками переживших геноцид, занимают клочок территории в недружественном регионе. На них нападают соседи, давние антагонисты, которые стреляют из дальнобойной артиллерии и боевых дронов. Мировые державы призывают к прекращению огня, но в остальном не вмешиваются. Атаки продолжаются, пишет исполнительный директор Фонда Шоа Университета Южной Калифорнии имени Финчи-Витерби и заведующий кафедрой ЮНЕСКО по просвещению в области геноцида Стивен Д. Смит.
«Нет, это не Израиль; это Нагорный Карабах. Этот зарождающийся мир был нарушен в конце сентября. Армяне говорят, что Азербайджан подготовил атаку с помощью авторитарного правительства Турции и сирийских наемников. По словам азербайджанцев, первыми открыли огонь армяне. Что отличает этот конфликт от прошлых конфликтов, так это то, что Турция, которая долгое время поддерживала Азербайджан политически, теперь поддерживает его в военном отношении.
Президент Турции Эрдоган отверг призывы к миру. Следует отметить, что Израиль, мировой лидер в области военных технологий, продавал оружие азербайджанцам, хотя нет никаких доказательств того, что Израиль имеет прямое участие в текущем конфликте.
Большая часть мира предпочитает рассматривать это как изолированный региональный конфликт. Соединенные Штаты не пытались способствовать миру в регионе с начала 1990-х годов. Хотя возобновление боевых действий может привлечь Россию и Иран, Карабах кажется далеким, изолированным и стратегически неважным для более крупных геополитических интересов. Кажется, что миру все равно.
Но у евреев есть причина для беспокойства.
История армянского народа должна узнаваема для нас: это древняя цивилизация с многовековыми претензиями на родину в горах Кавказа, включая гору Арарат, где, как говорят, приземлился Ноев ковчег после того, как наводнение утихло .
Армяне видели, как их страну захватила серия имперских захватчиков: османы, персы, русские. Во времена Османской империи, во время и после Первой мировой войны армяне были жертвами того, что такие ученые, как я, считают одним из первых современных геноцидов.
Между 1915 и 1923 годами правительство Османской империи систематически истребило 1,5 миллиона этнических армян, что современная Турция отрицает по сей день. Фонд USC Shoah, который я возглавляю, имеет обширную коллекцию из более чем 1400 свидетельств переживших Геноцид армян, которые хранятся вместе со свидетельствами переживших Холокост.
Другой народ, другое поколение. Но бедствия этнического насилия и смерти слишком хорошо известны.
С уничтоженной общиной и отсутствием родины армяне, как и евреи, превратились в диаспорский народ. Затем, после распада Советского Союза, была основана Армянская Республика. По оценкам, в мире около 10 миллионов армян; 3 миллиона из них сейчас проживают в Армении. Около 150 000 человек живут в Карабахе и не хотят жить под властью азербайджанских мусульман. Их де-факто автономия в основном признавалась — до сих пор.
Недавние нападения на армян отразились на всей армянской диаспоре. Как и у евреев, у армян было государство, которое можно было назвать своим, всего несколько десятилетий. Но даже при наличии государства раны геноцида остаются болезненными, а историческая враждебность глубока. Атака на одного воспринимается как атака на всех.
Евреи больше, чем любой другой народ, знают, насколько трудноразрешимыми могут быть территориальные конфликты, сложная путаница идеологии, религии, ресурсов и идентичности.
Евреи также знают, что есть и должны быть другие варианты помимо насилия. Есть дипломатия. Идут переговоры. Есть способы разрешить споры без убийства, без риска новой этнической чистки или геноцида.
Риск того, что потомки геноцида снова испытают его на себе, — вот почему евреи должны отстаивать права армян в Нагорном Карабахе. Безопасность и самоопределение важны для тех, чьи предки лишились этих прав.
Когда на евреев нападают, мы справедливо ожидаем, что мир будет возмущен. Мы должны сейчас возмущаться», — заключает он.