Ильхам Алиев решил строить предвыборную кампанию на агрессивном патриотизме. Выступая сегодня на съезде партии «Ени Азербайджан», он в очередной раз заявил, что не допустит создания на «азербайджанского земле второго армянского государства».
«Мы не должны забывать и не забываем о наших исторических землях. Нашими историческими землями являются Ереванское ханство, Зангезур-Гейча», — сказал Алиев, видимо, намекая, для чего он создал отдельную армию в Нахиджеване и нашпиговал его оружием.
Назначив выборы на апрель вместо октября, Ильхам Алиев, фактически, взял паузу в переговорах. Не исключается, что, в противном случае, после формирования власти в Армении в апреле, в мае ему пришлось бы вести переговоры, но не по привычной российско-азербайджанской повестке, а на условиях Запада. А этой повестки Алиев боится, так как это палка о двух концах.
Если он окончательно откажется от этой повестки, у Запада не останется резонов, чтобы не признать Карабах. Если же он согласится, то собственное общество может разорвать его на куски.
Опыт переворотов в Азербайджане богатый, и все они связаны с вехами в Карабахской войне. После событий в Шуши в 1992 году Аяз Муталибов был отстранен от власти националистами. А для свержения протурецкого националиста Эльчибея уже старая коммунистическая номенклатура, сплотившись вокруг Алиева, использовала потерю Кельбаджара и поражение в Мартакерте.
Потом Алиеву тоже пришлось сдать 3 района, но ему хватило политического опыта, чтобы превратить это в политический капитал для своего сына. У Ильхама Алиева вряд ли хватит опыта, чтобы выстоять, если в карабахском урегулировании возникнут катаклизмы.
Несмотря на кажущееся отсутствие в Азербайджане политической оппозиции, на многочисленные разоблачения заговоров, Алиев понимает, что завершение цикла в карабахском урегулировании может означать и завершение его цикла.
Его отца уже обвиняют в организации Январских событий 1990 года в Баку. Азербайджанский правозащитник и историк Ариф Юнусов рассказал, что армянские погромы в Баку в январе 1990 года были организованы по распоряжению Гейдара Алиева. «В конце января должен был состояться пленум ЦК КП Азербайджана, где Гейдар Алиев и вся его команда должны были быть исключены из рядов партии и после этого исчезнуть с политической арены страны. На одной из встреч Гейдар Алиев сказал: «Нам нужна большая кровь, много крови!» — сказал Ариф Юнусов.
Алиева-старшего обвиняют и в сдаче трех районов. А если будет повод, то Ильхама Алиева тоже обвинят – и в присвоении государственных средств, и в превращении Азербайджана в изгоя, и в уступках по Карабаху.
Повод может появиться в любой момент, исходя из геополитических трендов. На встрече с помощником Госсекретаря СЩА Бриджит Бринг министр ИД Азербайджана Мамедьяров, отвечая на какой-то вопрос, сказал, что насильственное изменение границ недопустимо. Значит, ли это, что госпожа Бринк допустила такое изменение в отношении Азербайджана?
Алиев готовится к выборам на агрессивной ноте. В день визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ убивают в Карабахе армянского солдата. А на следующий день Алиев предъявляет претензии уже на Ереван и Зангезур.
Эльчибей и Муталибов могли бы поделиться с ним опытом свержения.
Наира АЙРУМЯН
Источник