Вчера США признали Азербайджан страной с риском терроризма и угроз безопасности. Такое заявление распространил Госдепартамент США. Вашингтон советует в особенности не посещать Нагорный Карабах, где периодические перестрелки приводят к человеческим потерям.
Заявление Госдепа США производит двоякое впечатление. С одной стороны, НКР рассматривается в контексте Азербайджана, что может дать повод для спекуляций со стороны Баку. С другой стороны, более существенно то обстоятельство, что Госдеп США риск терроризма и угрозу безопасности связывает с именем Азербайджана – считая последний, фактически, угрозой региональной безопасности. И это закономерно, поскольку согласно действующему в Стокгольме Институту исследования проблем мира, в 2011-2016гг Азербайджан приобрел в 20 раз больше оружия, чем Армения. Большую часть этого оружия Баку приобрел у России. На долю Азербайджана пришлось 4% от всей российской военной промышленности.
Накануне в азербайджанском правительстве ходе своего объемистого выступления Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан намеревается приобрести современную военную технику. «Карабахский конфликт должен быть урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана», – сказал Алиев. Это выступление Алиева – со своими акцентами – было менее милитаристским, нежели его последние несколько заявлений. По всей видимости, Алиев в ближайшем будущем не считает возможным развязывание широкомасштабных военных действий – тем более, что это может оказаться рискованным именно для президента Азербайджана, который осенью готовится к воспроизводству в контексте нестабильности азербайджанской системы и азербайджанской экономики. С другой стороны, Ильхам Алиев дает понять, что Азербайджан продолжит тактику шантажа и изнуряющей войны, посредством которой пытается повлиять на позиции посредников.
Однако заявление Госдепа США подсказывает, что подобная политика Баку, мягко говоря, неэффективна, и его имя больше связывают с терроризмом.