Россия продолжает продавать оружие недружественным режимам, которые не разделяют или не уважают демократические ценности, заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон в ходе визита в штат Техас. По словам Тиллерсона, Запад должен защищаться от
По словам Тиллерсона, Запад должен защищаться от отдаленных государств, которые не отражают основополагающих ценностей, разделяемых на Западе.
«Мы не стремимся к краткосрочным сделкам с односторонними доходами. Мы ищем партнеров с общими ценностями и видениями для создания безопасного и процветающего полушария. Американский подход основан на взаимовыгодных целях, чтобы помочь обеим сторонам расти, развиваться и становиться более процветающими, и делать это, уважая международное право, уделяя приоритетное внимание интересам наших партнеров и защищая наши ценности», – заявил он.
Тиллерсон не назвал конкретных стран, но четко сформулировал разницу подходов Вашингтона и Москвы – по сути, предложив альтернативу тем государствам, которые вовлечены в конфликты.
Конечно, госсекретарь США сформулировал более глобальную задачу – намекая, что Москва вооружает режимы, которые по своему характеру авторитарны – с непредсказуемой внешней политикой, однако сказанное Тиллерсоном мы попытаемся локализировать в контексте реалий в нашем регионе. Продажей вооружений Россия решает свои не только коммерческие, но и явно политические задачи. И это ясно отражается в контексте карабахского конфликта, где Россия реализовала сделку с Азербайджаном на продажу оружия на более чем 5 млрд долларов, а с другой стороны она же на «льготных» условиях или по кредитным сделкам, по сути, ограничивает суверенитет Армении, которая, естественно, из-за отсутствия финансов не может выдерживать гонку вооружений.
Образно говоря, Москва получает от Баку миллиарды долларов, от Армении – ограничение суверенитета, одним словом, благодаря высокому уровню милитаризации осуществляя управление конфликтом. Это именно та указанная Тиллерсоном краткосрочная сделка, которая, естественно, не имеет никакого отношения ни к стабильности, ни к безопасности региона, а решает исключительно вопрос усиления российского влияния на Южном Кавказе и коммерческие задачи военной промышленности России. Продажа вооружений предполагает также систему теневых и коррупционных отношений, вследствие чего увеличивается также зависимость элит Армении и Азербайджана от Москвы.
В нашем регион российское влияние зиждется именно на поддержании статуса-кво «горячих» очагов конфликта, потому что технологически отсталая Россия, по сути, ничего не может предложить Армении и Азербайджану, кроме вооружений. Тиллерсон, по сути, предлагает альтернативу российскому влиянию, предлагая потенциальным партнерам сотрудничество – на рациональной основе общих ценностей и мира. Если в основе политики Москвы заложено поддержание статуса-кво конфликта, то Вашингтон предлагает формирование общей повестки – путем урегулирования конфликта и воцарения мира.
Конечно, нужно быть реалистами, и избавиться от иллюзий, что власти Армении и Азербайджана – со своим сегодняшним качеством и системой ценностей, могут быть субъектами рациональной политики, и отказаться от предложенного Москвой «рецепта». Речь в первую очередь идет о властях Азербайджана, которые на пути к международной изоляции сильнее чувствуют «жизненную» необходимость в сотрудничестве с Россией.
С другой стороны, власти Армении также не имеют соответствующей политической воли, потенциала, чтобы посредством диверсификации военно-технического сотрудничества суметь изменить региональный статус-кво. Для того, чтобы пойти на такой шаг, нужно кардинально изменить систему Армении – наряду со внутренними отношениями и внешними коммуникациями.
Также очевидно, что вслед за публичным заявлением Тиллерсона рано или поздно последуют конкретные шаги Вашингтона, под прицелом которых окажутся также и те страны, которые приобретают вооружения от оказавшегося под американскими санкциями военно-промышленного комплекса России. Особенность политики США заключается в том, что они в духе партнерства, как правило, предлагают альтернативные подходы тем странам, которые, по сути, истекают кровью вследствие тотального российского влияния и вмешательства.
События в международных отношениях развиваются со стремительной скоростью, что делает императивом создание в Армении властей, наделенных ресурсом креативности и способных адекватно реагировать, однако внутриполитические развития пока не создают оснований для оптимизма.