Возможностей для урегулирования карабахского конфликта путем переговоров сегодня гораздо меньше, чем это было 20 лет назад. Пространство для маневров сужается, и самым болезненным вопросом для Азербайджана является то, что армяне контролируют не только сам Карабах. Как передает haqqin.az, об этом в интервью радио «Свобода» заявил исследователь Томас де Ваал.
«Я думаю, что все более или менее понимают, что при любом решении конфликта Нагорный Карабах останется под контролем армян. Но здесь также вопрос о территориях вокруг Нагорного Карабаха, которые не были частью Нагорного Карабаха, – районы Азербайджана, которые тоже находятся под контролем армянских войск.
Конечно, Азербайджан никогда не примирится с потерей этих территорий, на которых жили полмиллиона азербайджанцев, которые до сих пор являются беженцами. А с другой стороны, армянская сторона их не отдаст, пока нет твердых гарантий безопасности. Я думаю, что 20 лет назад было гораздо проще решить этот вопрос, чем сейчас», — сказал он.
Эксперт отметил, что риск возобновления военных операций всегда остается высоким. Вместе с тем, по его мнению, президенты Азербайджана и Армении не хотят войны.
«Кто будет рисковать и начинать такой опасный конфликт, который может повлечь массовую гибель людей и разрушения? Но, с другой стороны, градус конфликтности очень высок – это взаимные угрозы, заявления на словесном уровне и массовое скопление тяжелого вооружения – артиллерии, авиации – на линии соприкосновения. Там очень серьезная милитаризованность. Это означает, что командиры на фронте тоже имеют свой вес – вдруг происходит какой-то залп артиллерии, какое-то серьезное нарушение режима прекращения огня, он должен быстро принять решение, может быть, он не успевает позвонить в Баку или Ереван, и в этой ситуации, конечно, есть большой риск», — сказал он.
К этому эксперт прибавил, что «старые» конфликты на Кавказе являются как бы стабильными элементами нестабильности для внешнего мира.
«Те, кто смотрит на них более внимательно, конечно, видят опасность нового конфликта, массу проблем, но в Вашингтоне, в Брюсселе и других столицах есть другие приоритеты – Сирия, Иран, Северная Корея и, конечно, Украина, которые для западных политиков являются сейчас гораздо более острой проблемой, чем Кавказ», — сказал он.