Это должно было произойти десятилетия назад, заявил президент США Дональд Трамп, признавая суверенитет Израиля над Голанскими высотами и подписывая Декларацию об этом. Эта позиция президента США Трампа удостоилась в Армении комментариев и сравнений в плане освобожденных территорий Арцаха.
В Армении было довольно много толкований в экспертной области, что заявление Трампа в Израиле фактически создает прецедент для Армении, армянской дипломатии. Несомненно, будет наивностью или примитивизмом думать, что мы можем претендовать на прямые ассоциации. В конце концов, здесь стоит обратить внимание на союзнические отношения между США и Израилем. И в этом контексте следует отметить, что эффективность армянского использования прецедента, созданного США в вопросе Израиля, напрямую зависит от углубления армяно-американских отношений, с обогащением содержания, повышением политического и экономического уровня. Другими словами, примитивно считать, что мы можем говорить с Соединенными Штатами следующим образом: вы признаете суверенитет Израиля в отношении Голана, поэтому вы также признаете суверенитет Армении над освобожденными территориями, потому что ситуация практически такая же, мы добились ее победой в войне, неравной войне, навязанной Азербайджаном, и в то же время для нас это является ключевой гарантией безопасности, а также региональной безопасности и стабильности.
Или обратимся к США и скажем: почему вы в случае Израиля признаете, а в нашем случае – нет? Все это будет примитивизмом и даже проявлением опасного примитивизма.
Несомненно, мы получаем дипломатическую карту, однако мы пока не получили право проявить себя в отношениях с США, поскольку это право надо приобрести, углубляя армяно-американские отношения, с повышением уровня этих связей, когда США в лице Армении увидит ценного партнера. Конечно, речь не о том, что мы можем быть таким же, союзником, как Израиль. Однако, США ожидает от Армении отнюдь не то, что от Израиля, не ожидает также разрыва отношений с Россией, так сказать, смены союзника.
Ожидания США от Армении не абсолютное согласие в вопросах, а абсолютное взаимодоверие, суверенное партнерство, и глубокие отношения там, где есть эта возможность. А такая возможность есть во многих вопросах, однако используется с малой эффективностью. В этом смысле, для новых властей Армении повесточным вопросом является – приобретение «права» на использование полученного прецедента, который касается не только проблемы Арцаха, а вообще широкого спектра государственной внутренней и внешней политики Армении, объемного вовлечения Армении в армяно-американские отношения и интенсивности политического диалога со Штатами. Наверное, излишне говорить о геополитической мультипликативной эффективности этого процесса.
Источник: 1in.am