Турецкий адвокат Эбру Тимтик скончалась в тюрьме после 238 дней голодовки. О смерти 42-летней правозащитницы сообщили в Международном центре мониторинга за соблюдением прав человека.
Тимтик объявила голодовку 8 месяцев назад, чтобы добиться справедливого решения суда для себя и 18 коллег, которых обвинили в «создании и управлении террористической группой». На момент смерти женщина находилась в одной из больниц Стамбула на принудительном лечении.
Подробнее о ее судьбе написал ее адвокат Фаусто Джанелли.
«Сегодня, после 238 дней голодовки, скончалась адвокат Эбру Тимтик. Она была арестована вместе с сотнями других коллег за приверженность защите гражданских прав в Турции. Я встретил Эбру в октябре прошлого года в Турции. Она назначила меня своим защитником, таким образом я смог войти в тюрьму Силиври (самая большая тюрьма в Европе, потому что да: Стамбул и Силиври находятся в Европе) и поговорить с ней в течение 30 минут. Как раз в тот день ее уведомили о решении Апелляционного суда подтвердить приговор в 13 с половиной лет лишения свободы после фиктивного судебного разбирательства. Она рассказала мне о ежедневных нарушениях жизни в тюрьме, и, когда охранники прервали наш разговор, она широко мне улыбнулась, сказав, что даже в тюрьме она не перестанет сражаться.
В феврале в знак протеста против условий содержания в тюрьме и нарушений прав, жертвой которых она стала во время абсурдного судебного процесса, она объявила голодовку вместе со своим коллегой Айтачом Юнсалом. Обращения к турецким судьям и властям оказались бесполезными. 14 августа Кассационный суд Турции отклонил апелляцию об освобождении Эбру (к тому времени ее вес уменьшился до 30 кг), заявив, что нет никаких доказательств того, что ее состояние критическое. Сегодня Эбру ушла от нас, и я хотел бы запомнить ее фотографией в тоге, на улице, на демонстрации турецких адвокатов в защиту некоторых клиентов, арестованных турецким режимом. Да светит тебе земля, друг. Нет, мы не перестанем бороться».
Два года назад президент Турции Реджеп Эрдоган поменял конституцию, «обнулил» сроки и под видом «антитеррористического закона» по сути сделал постоянным действие режима чрезвычайного положения, позволяющего серьезно ограничивать свободу собраний и задерживать граждан на несколько суток без предъявления обвинения. Становление жесткого авторитаризма в Турции произошло еще раньше — в 2016 году, когда после неудачной попытки военного переворота было арестовано 90 тысяч человек (из них 30 тысяч до сих пор в тюрьме), в том числе солдаты, полицейские, профессора вузов, школьные учителя, журналисты и правозащитники. Почти 200 СМИ были закрыты, и Турция заняла первое место в мире по числу сидящих в тюрьме журналистов (лишь по итогам прошлого года ее обошел Китай). Все хуже чувствуют себя и нацменьшинства (курды, туркмены и другие), а усиление исламизации заметил весь мир, когда Эрдоган превратил знаменитый Собор святой Софии в мечеть.
Тем не менее активисты, правозащитники и журналисты продолжают борьбу, а в 2019 году оппозиции удалось даже избрать своего представителя мэром Стамбула (власть сфальсифицировала результаты, но под напором митингов вынуждена была устроить новые выборы и проиграла их). The Insider