У известнейшего певца, народного артиста СССР Муслима Магомаева (1942–2008) обнаружились армянские корни. Мастер советской эстрады, кумир миллионов слушателей, был правнуком начальника Владикавказского округа Ивана Ханжалова, сообщает издание «Северная Осетия».
Мама певца – Айшет Ахмедовна Магомаева, известная также под сценическим псевдонимом Кинжалова (1921–2003), советская актриса театра. Сталинская стипендиатка (1941), она училась в Нальчике, позже – в Москве, в ГИТИСе. Некоторое время жила в Баку. Основная часть ее театральной карьеры прошла в Чимкентском русском драматическом театре. С 1971 по 1978 год она работала в Мурманском областном драматическом театре, где и закончила свою творческую карьеру.
О происхождении матери сам Муслим Магомаев писал, что она родилась в Майкопе. Ее отец по национальности был турком, а мать – наполовину адыгейкой, наполовину русской. При этом певец упоминает, что она – внучка полковника Терского казачьего войска Ханжалова. Отсюда и ее сценический псевдоним.
«Полковник Иван Александрович Ханжалов – вполне реальная личность. Он родился 9 мая 1856 года и происходил из дворян Астраханской губернии, армяно-григорианского вероисповедания», — пишет издание.
Ханжалов поступил на военную службу нижним чином 23 августа 1876 года. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Окончил Павловское военное училище. Подпоручик с 20 декабря 1879 года, поручик с 18 декабря 1880 года, штабс-капитан с 23 ноября 1888 года. Служил в 38-й артиллерийской бригаде, а в 1891 году перешел на административную службу в Терскую область. 19 ноября того же года был назначен начальником 2-го участка Владикавказского округа. Затем был младшим помощником начальника Грозненского округа. 6 мая 1894 года Ивана Ханжалова произвели в капитаны. А с 13 октября 1895 года он – старший помощник начальника Хасав-Юртовского округа Терской области.
Дальше его карьера складывается не менее успешно: 26 февраля 1901 года произведен в подполковники, с 6 августа 1903 года – и. д. начальника отделения Терского областного правления, с 26 февраля 1906 года – начальник Веденского округа. Здесь Ханжалов пробыл недолго, получив вскоре новое назначение. Тем самым ему, возможно, спасли жизнь: сменивший его в Ведено полковник Галаев вскоре был убит абреком Зелимханом.
С 10 апреля 1906 года Иван Ханжалов – начальник Владикавказского округа, 6 мая 1908 года произведен в полковники. Иван Александрович дольше всех своих предшественников, целых одиннадцать лет, возглавлял Владикавказский округ.
И, может быть, оставался бы во главе его и дальше, но в 1917 году грянула Февральская революция. Император отрекся от престола – и по цепочке начали отстраняться от власти и все местные начальники.
В марте Ханжалов тоже был отстранен от должности. Его дальнейшая судьба пока неизвестна.
Зато известно, что жена у него была православного вероисповедания. У них было пятеро детей. К 1917 году сыновьям Ивана Александровича было 20 и 16 лет, а дочерям, соответственно – 32, 28 и 25.
«Пока не выяснилось, к какой ветви потомков Ивана Ханжалова принадлежит мама Муслима Магомаева: скорее всего, она – дочка кого-то из его сыновей. Но тогда странно звучит утверждение, что ее отец был турком. Может быть, Муслим и сам не знал точных подробностей о своем прадеде. Ведь очевидно, что его мать не могла в советское время рассказывать о том, что она внучка царского полковника», — отмечается в публикации.
Издание отмечает также, что к Терскому казачьему войску полковник Ханжалов не имел отношения. Владикавказский округ (так же как и Веденский и Грозненский округа, где он ранее служил) не являлся территорией Терского войска. Соответственно, служившие в нем не числились в ТКВ.
Ханжалов как бывший артиллерист состоял по полевой артиллерии.
«Эта семейная сага еще ждет своих исследователей. Она интересна и тем, что наглядно показывает, как тесно переплелись пути разных народов и конфессий на Кавказе. И тем, что напоминает: история Владикавказа полна вот такими удивительно интересными человеческими судьбами, о многих из которых нам еще предстоит узнать в подробностях…», — пишет издание.
Напомним, что в виду отсутствия азербайджанских музыкантов в России, правительство Азербайджана пытается преподнести Муслима Магомаева как азербайджанца.
А что сам Магомаев говорил о своих корнях? Смотрите в видео.