Глава Специальной следственной службы Сасун Хачатрян в четверг сообщил журналистам, что в деле о событиях 1-2 марта 2008 года были сфальсифицированы доказательства, а обвинения в вовлеченности армии более чем обоснованны.
«Изначально говорилось, что армия не была вовлечена, потом, что была, но оставалась в казармах. Мы доказали, что армия была не только вовлечена, но военнослужащие стреляли. Была осуществлена попытка полностью сфальсифицировать реальные доказательства», — сказал Хачатрян.
В частности, он отметил, что доказательством фальсификации служат гильзы, проходящие в рамках дела как улики.
«Наши доказательства свидетельствуют о том, что минимум тысяча гильз была заменена на расстрелянные из оружия, находящегося на балансе внутренних войск полиции», — сказал Хачатрян.
При этом он отметил, что хотя не может гарантировать, что все эти гильзы были расстреляны из армейского оружия, но факт их подмены неоспорим.
Накануне Спецследственная служба распространила сообщение о том, что в рамках уголовного дела по событиям 1-го марта бывший глава следственной группы и специалист по баллистической экспертизе привлечены в качестве обвиняемых за фальсификацию доказательств.
Выяснилось, что В.Г., занимая в 2007-2011 годы пост главного следователя по особо важным делам Спецследственной службы, в ходе расследования уголовного дела по особо тяжким преступлениям вместе со следователями и экспертом А.Г. сфальсифицировал доказательства. Он был назначен руководителем следственной группы по делу о событиях 1-2 марта 2008 года. В ходе следствия В.Г. выяснил, что в эти дни в столкновениях между протестующими и полицией активно принимали участие различные подразделения ВС Минобороны, которые использовали огнестрельное оружие. При этом он, желая скрыть антикоституциональное использование вооруженных сил и использование ими огнестрельного оружия, а также обстоятельства убийства группы людей, не предпринял каких-либо действий. Злоупотребляя своим служебным положением, при помощи нескольких следователей и эксперта А.Г. он сфалисифицировал доказательства, обнаруженные при осмотре места происшествия и содержащие следы преступления, которые позволяли раскрыть преступление, выяснить фактические обстоятельства дела и виновных.
В частности, в рамках назначенной 5-го марта 2008 года баллистической экспертизы, В.Г. и следователь пригласили в Спецследственную службу представителя командирского состава войск полиции и заявили, что для скрытия участия ВС и незаконного использования ими огнестрельного оружия, необходимо заменить порядка 1000 гильз, выпущенных из оружия разного калибра и видов, обнаруженных при осмотре мест происшествия и являющихся доказательствами, и заменить их гильзами из оружия, находящегося на вооружении войск полиции.
Вышеназванное должностное лицо после получения распоряжения, в свою очередь, дало поручение подчиненным войскам полиции. Последние вместе с группой служащих войск полиции на стрельбище, расположенном в селе Гетазат Араратской области, настреляли необходимое количество гильз. После этого стреляные гильзы были доставлены в Спецследственную службу и переданы следователю, а затем специалисту по баллистической экспертизе экспертно-криминального управления полиции А.Г. Последний, помогая В.Г. и при его непосредственному указанию, заменил ими настоящие гильзы, найденные и изъятые при осмотре места происшествия. В дальнейшем результаты исследования на основании сфальсифицированных доказательств А.Г. зафиксировал в очевидно ложном заключении 29-го декабря 2008 года. Они в были прикреплены к уголовному делу 30-го декабря и введены в оборот.
После этого В.Г. лично, а также при помощи подчиненных следователей до 17-го ноября 2011 года продолжил расследование уголовного дела, основываясь на ложном заключении о гильзах, в направлении отрицания участия разных подразделений ВС и использования ими огнестрельного оружия в ходе событий 1-2 марта.
В.Г. и А.Г. привлечены в качестве обвиняемых по пункту 1-му части 3-й статьи 38-349 (Соучастие в фальсификации доказательств) Уголовного кодекса. Они объявлены в розыск. Представлено ходатайство в суд о применении по отношению к ним в качестве меры пресечения ареста.
Армянская оппозиция во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном, который баллотировался на президентских выборах 19 февраля 2008 года и проиграл их, проводила с 20 февраля в центре Еревана митинги, выражая недовольство итогами голосования. Акции протеста вылились 1-2 марта 2008 года в беспорядки и столкновения митингующих с силами правопорядка, в результате которых погибли десять человек, свыше 200 были ранены.
В рамках уголовного дела о кровавых поствыборных событиях 1 марта 2008 года Роберту Кочаряну, в 1998-2008 годах занимавшему пост президента Армении, тогдашнему министру обороны Микаэлу Арутюняну и тогдашнему заместителю министра обороны и начальнику Ереванского гарнизона, а ныне генеральному секретарю ОДКБ Юрию Хачатурову предъявлено обвинение в свержении конституционного строя в ходе тех событий.
По всей видимости, это говорит о том, что дело берет другой ракурс. Теперь, видимо, у Роберта Кочаряне нет шансов не только остаться на свободе, но и он рискует пожизненно оказаться за решеткой.