Вчера в Баку с большой торжественностью президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву были представлены реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Полонез» числом 10 штук, которые Азербайджан купил в конце прошлого года. Системы «Полонез» в плане своей прицельной дальности намного более опасные системы, нежели российские «Смерчи», которые, кстати, Азербайджан приобрел у России в рамках многомиллионного контракта на приобретение вооружений. Вчерашняя «презентация» этих систем в Баку имеет несколько назначений и адресатов. Во-первых, вчера в Алматы состоялась встреча глав МИД стран-членов ОДКБ, в которой принимал участие также глава внешнеполитического ведомства Армении Зограб Мнацаканян. Вчерашней демонстрацией «Полонезов» власти Азербайджана показывают, что членство ни в каком военно-политическом альянсе для них не является преградой для приобретения вооружений. Армения и Беларусь, так же, как и Армения и Россия, являются членами ОДКБ, однако военно-политическое союзничество, фактически, продолжает не являться какой-либо преградой в вопросе продажи нашими союзниками вооружений нашему противнику. Вчерашняя демонстрация систем «Полонез» преследует и иную цель. Азербайджан за последние недели прибегает к достаточно интенсивным действиям в нахичеванском направлении армяно-азербайджанской границы. В этом направлении азербайджанская сторона достаточно передвинула вперед свои позиции, и в поле пропаганды продолжает распространять дезинформацию – о захвате территорий у Армении, а 10 июня в Карабахе в очередной раз был убит армянский солдат. То есть, Азербайджан хочет показать, что ОДКБ, членство Армении в ОДКБ вовсе не являются «смирительной рубашкой» для того, чтобы он начал военные действия даже в направлении Республики Армения. В нахичеванском направлении Азербайджан испытывает ОДКБ, и пока что эти испытания увенчиваются успехом: ОДКБ молчит даже на уровне заявлений, а один из выдающихся членов ОДКБ поставляет Азербайджану оружие.
Это – один из самых проблематичных и до настоящего времени нерешенных вопросов, если не самый проблематичный. Еще в период правления бывших властей даже на уровне Сержа Саргсяна озвучивалась обеспокоенность в первую очередь в связи с поставками российских вооружений Азербайджану. Однако это озвучка не имела прикладного значения, потому что продавцы оружия продолжали действовать в том же духе, в лучшем случае на уровне парламентской дипломатии или экспертов выражая слова сожаления. А сейчас то же самое происходит в случае нашего другого союзника по ЕАЭС и ОДКБ – Беларуси. И опять же обеспокоенность официального Еревана, которая, по всей вероятности, прозвучала со стороны Зограба Мнацаканяна и в Алматы, не играет никакой роли. Армянская дипломатия в этом вопросе выступает в роли констатирующего: происходит продажа очередной партии вооружений, после чего армянская дипломатия в виде ноты протеста или ином формате выражает обеспокоенность, но от этого постфактум продажа оружия не объявляется недействительной, отправленные Азербайджану партии не отзываются. Очевидно, что в этом вопросе, имеющем для нас жизненно важное значение, армянская дипломатия должна выступить с новой, превентивной стратегией: не с осуждением уже состоявшейся продажи оружия, а для того, чтобы в будущем предотвратить эти продажи. Это, конечно, достаточно сложная задача, с учетом в особенности двойственной и беспринципной политики наших евразийских партнеров, в особенности в случае России: путем продажи оружия обеим сторонам Россия продолжает свою тактику поддержания управляемого конфликта, а в случае Беларуси есть личные отношения ее лидера с Алиевым и так далее. Но это работа, которая должна быть выполнена для недопущения в дальнейшем нарушений военного баланса между Арменией и Азербайджаном.
Количественное измерение результатов внешней политики почти невозможно, качественное измерение – достаточно сложное дело. Но не невозможное. Например, премьер-министр Никол Пашинян может в качестве критерия оценки работы Министерства иностранных дел установить предотвращение продаж Азербайджану оружия со стороны наших как минимум партнерских стран, как, например, критерием оценки работы правоохранительных органов установил раскрытие дела 1 Марта. Со стороны скольких стран-потенциальных продавцов оружия была пресечена продажа оружия, настолько эффективной можно посчитать работу МИД. Это, естественно, не единственный критерий оценивания деятельности МИД, однако он касается такого вопроса, имеющего для нас стратегическое значение, что его можно посчитать одним из важнейших. В конце концов, для Армении, имеющей дефицит средств, важно не только пополнение собственного арсенала, но и в пределах возможностей предотвращение продажи оружия нашему сопернику. Каждая наступательная система, не приобретенная Азербайджаном, для нас почти равнозначна покупке оборонительной системы, противостоящей ей. Так что, предотвращение продажи оружия Азербайджану должно стать одним из приоритетов МИД Армении.
Что касается конкретно белорусских систем «Полонез», то в вопросе их продажи Азербайджану есть также и некий внутриполитический слой или компонент. Президент Беларуси Александр Лукашенко, как известно, близкий друг лидера ППА Гагика Царукяна. Во всяком случае, это именно так преподносилось на протяжении лет, и, например, посольство Беларуси в Армении – в знак этой дружбы – находится по соседству с особняком Царукяна – в Аван-Аринче. Продавая Азербайджану оружие, Лукашенко нарушает не только союзнические отношения с Арменией – по линии ОДКБ, но и свою дружбу с Гагиком Царукяном, поскольку получается, что друг Царукяна вооружает врага Царукяна и Армении.
Источник: 1in.am