Мы живем в качественно иной стране и каждый день в этом убеждаемся – в основном благодаря нестандартным, креативным действиям премьер-министра Никола Пашиняна. Он не только стал символом самой масштабной и эффективной революции на всем постсоветском пространстве, но и в эти дни буквально закладывает институциональный фундамент новой политической культуры, управления. Это даже больше, чем получила какая-либо постсоветская страна или народ в результате демократической революции. Например, революции в Грузии и Украине поспособствовали качественным изменениям, однако внутри страны не ликвидировали баррикады, а даже создали новые.
Совершенно иная ситуация в Армении, где Никол Пашинян последовательно разрушает баррикады, своим поведением становится эталоном политической толерантности, общественной солидарности для всех политических субъектов.
Если бы на месте Пашиняна был кто-то другой, он мог бы даже внутренне обидеться на тех людей, которые проигнорировали два его призыва о продолжают акции гражданского неповиновения, голодовку, однако премьер, проявляя политическое здравомыслие, сам идет к протестующим. Лидеры группы «Сасна Црер» из тюрьмы озвучивали намеки на угрозу в адрес Пашиняна, а премьер, пользующийся беспрецедентным общественным доверием, не только не прибегает к законным методам принуждения, но и опять же делает шаг навстречу к диалогу с единомышленниками «неистовых».
Вчера вечером Никол Пашинян сделал беспрецедентный шаг, посетив уже давно объявившего голодовку Гарегина Чугасзяна. То, что не удалось многочисленным деятелям, посетившим Чугасзяна, в том числе и Католикосу, удалось Пашиняну: Чугасзян сразу же после визита премьера прекратил голодовку. Это – беспрецедентное явление даже для состоявшихся демократических стран, когда первое лицо государства настолько ценит каждого гражданина, вышедшего на протестную акцию, протягивает руку для диалога политической силе, руководители которой продолжают разговаривать с ним на языке политического ультиматума.
Никол Пашинян также последователен в вопросе освобождения политзаключенных. Вчера суд изменил меру пресечения члена «Учредительного парламента» Каро Егнукяна – вместо ареста последний был освобожден под залог.
Если эту уникальную атмосферу политической толерантности, диалога Пашиняну удастся распространить и на предстоящий избирательный процесс, то в ближайшем будущем у Армении появится парламент, правительство, государственная система нового качества – гармонируя качеством политических отношений с развитыми европейскими странами.
Результаты бархатной революции пока капитализированы главным образом в политической линии поведения Никола Пашиняна. Будем надеяться, что Пашиняну удастся общественное доверие в своем отношении трансформировать в институциональное доверие общества к государственным органам, проявлением чего станут законные парламентские выборы.