Армянская Апостольская Церковь отмечает в воскресенье Успение Пресвятой Богородицы — четвертый из пяти Господних праздников ААЦ и самый старый из семи праздников, посвященных Богоматери. В этот день во всех армянских церквах освящают первый урожай винограда.
Праздник освящения винограда связан с древнейшим армянским культом земледелия. В прошлом отмечался в дни празднования древнеармянского Нового года — Навасарда в середине августа. Именно тогда проходил ритуал освящения винограда и лишь после этого его разрешалось вкушать. Церемонию, связанную с богиней плодородия Анаит и богиней любви Астхик, традиционно возглавлял армянский царь либо главный жрец.
В эпоху эллинизма праздник отожествляется с торжествами, посвященными древнегреческому богу виноделия и виноградарства Дионису. Его отмечали с особой пышностью и весельем, сопровождая театральными действами. Праздничный стол ломился от фруктов и сладостей, в частности, армянской гаты. В этот день приносили в жертву ягнят и вместе с собранным первым урожаем раздавали бедным.
Согласно христианскому преданию, Св. Дева после распятия Иисуса Христа 12 лет жила в Иерусалиме, под попечением Евангелиста Иоанна. Во время одного из посещений могилы своего любимого Сына ей явился архангел Гавриил и принес благую весть о ее успении на небеса. Богородица донесла эту весть своим родственникам и всем христианам, завещав, чтобы ее похоронили в Гефсимании. Все апостолы, не сговариваясь между собой, собрались вместе в Ее Доме. где Она завещала апостолу Иоанну отслужить Св. Литургию для последнего Св. Причастия. Во время церемонии Иоанн передал Богородице доску с просьбой, чтобы она запечатлела на ней свой образ.
Св. Дева взяла доску, перекрестилась и положила на лицо, затем намочила слезами и попросила Бога, чтобы люди с помощью этой доски исцелялись от своих недугов и болезней. В третьем часу дня, когда апостолы окружили последнее ложе Богоматери, в Ее комнате вдруг засиял яркий Божественный свет и Сам Господь Иисус Христос сошел с неба в окружении ангелов и принял душу Своей Пресвятой Матери. Ее пречистое тело апостолы похоронили в пещере, закрыв вход в нее большим камнем. Конец земной жизни Св. Девы Церковь называет «сном», а не «смертью», дабы сделать понятным ее перемещение на небеса.
Св. Апостол Варфоломей, отсутствовавший на погребении, вернувшись в Иерусалим, пожелал в последний раз увидеть Богоматерь. Апостолы по его просьбе решили открыть вход в пещеру, но когда они отвалили камень, увидели ее пустой. Дабы утешить Варфоломея, апостолы отдали ему доску с запечатленным на ней образом Богоматери. Согласно Св. Мовсесу Хоренци, первый просветитель Армении принес ее в Армению.
Армянская Апостольская Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Богородицы в воскресенье, ближайшее к 15-му августа.
Традиционно его празднуют в садах, где священник с крестом в одной руке обрезает кисти винограда и здесь же совершает ритуал их освящения. Из освященного винограда делали вино, которое хранилось до следующего праздника. Часть освященного винограда приносилась также в дар птицам, для чего грозди вешали на крестах и у родников. Традиционно в этот день верующие совершали паломничество во все святые места, связанные с Пресвятой Богородицей.
Армянская Церковь питает глубокое уважение и почитание к Богоматери, подчеркивая Ее чистоту, дух беспримерного смирения, добродетельное поведение и преданность. А для армянской женщины Св. Дева является воплощением добродетельной и преданной матери, хранительницей семейной святости.
Пять главных праздников Армянской Апостольской Церкви — Святое Рождество и Крещение, Святое Христово Воскресение, Преображение Господня (Вардавар), Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Животворящего Креста Господня.