Армянская Апостольская Церковь отмечает 5-го апреля Вербное воскресенье или Цахказард (украшенный цветами), посвященный торжественному входу Господня в Иерусалим.
В этот праздничный день будет вынесена хранящаяся в Эчмиадзине христианская реликвия «Копье Лонгина» (его также называют «Копье Судьбы» или «Копье Христа»).
Католикос Всех Армян Гарегин Второй совершит обряд Андастан, во время которого Святым Копьем будет освящены четыре стороны света.
Святая литургия Вербного воскресенья и чин освящения будут транслироваться с 9:30 в прямом эфире Первого канала Общественного телевидения Армении и телекомпании «Шогакат».
6 марта Епископское собрание Армянской Апостольской Церкви с учетом пандемии коронавируса в мире и предпринимаемых в этой связи превентивных мер приняло решение проводить церемонии в отсутствие верующих.
Католикос выступил с обращением, в котором отметил об ограничении ряда обрядов, связанных с Пасхальной неделей (5-12 апреля).
Цахказард
Вербное воскресенье знаменует начало недели Страстей Господних, которые Христос принял на Себя во искупление грехов человечества. О входе Господня в Иерусалим повествуют все четыре евангелиста.
Люди, шедшие в Иерусалим на празднование Пасхи, вышли навстречу Христу с восклицаниями: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» (Мар. 11:9-10). Они подстилали путь Господу своими одеждами, срезали ветви с пальм и оливковых деревьев и бросали по дороге. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил.
Бросание одежды перед Иисусом символизировало освобождение от грехов. Преподношение веток и ветвей символизировало особые почести и торжественность. Ветвь оливы считалась символом мудрости, мира, славы и ликования. Преподношение пальмовых и оливковых ветвей Христу, воскресшего мертвого Лазаря, символизировало победу над смертью.
В субботу вечером в армянских церквях совершается богослужение Цахказарда, открываются завесы Св. Алтаря, а на следующий день после утреннего богослужения служат Св. Литургию, благословляют ветви ивы и вместе со свечами раздают присутствующим в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.
Бесплодные ветви символизируют язычников; они стали плодоносить только после того, как были поднесены Христу. Мягкость ветвей символизирует смиренность последователей Христа.
Период от понедельника после праздника Цахказард до Светлого Христова Воскресенья называется Страстной (Великой) неделей. Великим называется и каждый из ее дней, имеющий условное название, которое посвящено тому или иному событию из земной жизни Спасителя. Упоминаются последние заповеди, страдания, смерть и воскресение Христа. Основные обряды Великой недели начинаются в Страстнóй (Великий) Четверг.