В Армении полно царей и феодалов, начиная с сельских старост. В нормальной стране избранный глава общины понимает, что он временно выполняет обязанности, возложенные на него законом, служит своей общине, после чего снова станет рядовым жителем общины. В Армении староста села – это «царь», село принадлежало ему, и что он захочет, то и будет делать вместе с находящимися у него в кармане так называемыми «членами совета старейшин», которые, как правило, бывают его родственниками.
Но давайте взглянем на вопрос с другой точки зрения. Если завтра село Нор Гехи переименуют во «Фронтикаван» или «Фронтикакерт», выразит ли публично свое недовольство кто-либо из жителей общины, начнет ли высмеивать самовлюбленного старосту, скажет ли – «это ты кем себя возомнил, может ты еще и памятник себе поставишь посередине деревни?». Такого не произойдет, потому что такое поведение Фронтика не задевает достоинства сельчан, многие безразличны к тому, что происходит в их деревне, а некоторые находятся в зависимости от старосты. Естественно, что в узком семейном кругу они будут говорить о тяжелом положении «в этой стране» и «этой нации». Будут говорить «в общих чертах».
Ну, а теперь представьте себе, что несколько сотен «Фронтиков» и еще несколько десятков более крупных «Фронтов» во время выборов «работают» в пользу известных партий. Они «цари» в своей деревне, в своем околотке, на участке своей территории. Причем, необязательно, чтобы они раздавали взятки во время голосования. Эти люди год или пару лет назад уже «позаботились» о людях, поступали «по-доброму», закрыли их мелкие должки, посредничали перед верхами, решали проблемы, раздавали конфеты в детском саду. Некоторые из них даже строили церкви. Словом, они заботящиеся о народе, патриотичные, занимающиеся благотворительностью и даже богобоязненные люди. Но самое интересное в том, что эти прекрасные личности собрались в 3-4 политических партиях, которые и составят ядро будущего парламента.
Избирательная кампания будет проходить следующим образом. На встречу с избирателями явятся оппозиционеры и начнут произносить свои пламенные речи. Они будут очень хорошо восприняты со стороны собравшихся, мол, «да-да, чтоб им пусто было», «поедом едят этот народ», «ничего от страны не оставили», «ничего от народа не осталось», «спасите нас от них». А затем приедут представители властей (некоторые из них называются «оппозицией», но состоят из упомянутых добродетелей-патриотов), и те же самые «клянущие» примут их хорошо, каждый подойдет к этим «Фронтикам» и скажет: «Мой царствующий брат, а сможешь ли ты решить вопрос оплаты за обучение моего ребенка», и сотни подобных проблем.
Не становясь кому-либо судьей, давайте хотя бы раз констатируем реальность, какой бы она ни была горькой.
Арам АБРААМЯН
Источник: Газета «АРАВОТ»