«Военен телевизионен канал» министерства обороны Болгарии снял фильм о забытом герое страны — Гарегине Нжде. И в Армении, и в самой Болгарии мало кто знает о его боевом пути в Первой балканской войне, где Нжде воевал за освобождение болгар и греков и внес свой вклад в победу над армейским корпусом Явера-паши.
Подробные документы о военных действиях армянских добровольцев хранятся в Национальном военном архиве Болгарии. Их собрал и представил для съемок фильма живущий в Болгарии предприниматель, основатель культурного комплекса «Двор кириллицы» Карен Алексанян.
Гарегин Нжде в 1906-07 годах учился в Болгарии, в школе подпоручиков, и получил младший офицерский чин. В 1911 году стало ясно, что готовится большая война Османской Турции против христиан. Нжде возвращается в Болгарию и начинает формировать армянскую добровольческую роту, рассказывает профессор истории в болгарском Университете национальной и мировой экономики Трендафил Митев.
«В ее состав вошли 226 человек. Многие из них были беженцами, которые переселились в Болгарию после погромов в Османской Турции. Причем они даже не были гражданами Болгарии, но хотели внести свой вклад в борьбу этой страны», — подчеркивает профессор Митев.
В сентябре 1912 года, когда началась Первая балканская война, Нжде пишет прошение на имя правительства Болгарии с просьбой сформировать армянскую добровольческую роту. Разрешение было немедленно получено, более того – армянскому отряду было разрешено иметь собственное знамя. Командиром роты стал Гарегин Нжде, а воеводой (комиссаром) – другой герой армянской освободительной войны, Андраник Озанян. Рота сражалась под руководством командира Македонско-одринского ополчения, генерала Николы Генева.
Армянская рота получила боевое крещение при освобождении болгарского города Момчилград. Благодаря болгарским и армянским солдатам этот город носит славянское имя. Иначе он назывался бы Местанлы (так его сейчас называют в Турции), а все его жители были бы отуречены.
Армяне проявили истинный героизм в сражениях в горах Восточные Родопы. Они пошли атакой на укрепленный пункт турок в селе Орлица и открыли проход для основных болгарских войск. После этого они участвовали в окружении армейского корпуса Явера-паши, на территории нынешней Греции, у города Комотини. Без этой победы город постигла бы та же участь: он назывался бы Гюмюльчине, а все его жители были бы превращены в турок или изгнаны. Но «непобедимый» Явер-паша был окружен и был вынужден сдаться. О том, какой ему преподали урок, мы расскажем в конце статьи.
В январе 1913 года болгарские войска – снова при участии армянской роты – одержали еще одну серьезную победу, отбив морской десант 10-го корпуса турецкой армии. Три дня болгарская армия сражалась против многократно превосходящих сил.
После войны Гарегин Нжде получил не только болгарские, но и греческие ордена, а также орден Героя балканских народов.
«Мы украсили армянский флаг болгарскими медалями за храбрость», — позднее написал Нжде о себе и своих товарищах.
Нжде храбро сражался, был ранен, но отказался даже от военной пенсии, которая ему полагалась.
«Он считал, что это противоречит его принципам: если он народный ополченец, то должен сражаться бескорыстно», — рассказывает Карен Алексанян.
Во время Первой мировой войны Нжде воевал в Русской императорской армии и был награжден несколькими орденами. После установления Советской власти он покинул Армению, так как защищал юг страны, Зангезур, от азербайджанских войск и – вынужденно – от Красной армии, которой было приказано выступить на стороне азербайджанских коммунистов (вчерашних тюркских националистов, воевавших с самой же Красной армией). Поэтому вскоре после установления Советской власти в Армении, в 1921 году, Нжде уехал из Армении. В 1922 году он приехал в Болгарию, где в 1932-м, указом короля Бориса III, получил болгарское гражданство.
«Несомненно, будущий монарх знал Гарегина Нжде еще со времен войны, так как был офицером связи при главном штабе болгарской армии», — подчеркивает Алексанян, собравший множество фактов о Нжде из государственных архивов Болгарии и из болгарских газет того времени.
В межвоенный период Нжде много печатался в западноармянских и болгарских газетах. В числе прочего, он писал о классике болгарской поэзии Пейо Яворове, который воспевал судьбу армян. Он же написал стихотворение «Арменци» («Армяне»), известное каждому болгарскому школьнику. Нжде был одним из тех, кто в 30-е годы организовал сбор средств на памятник Яворову, который был установлен в те же годы в Софии.
«Если от болгарского народа символом нашего братства стал Пейо Яворов, то с нашей стороны, думаю, это Гарегин Нжде», — добавил Алексанян.
В скором времени он хочет торжественно открыть и памятник Нжде — в комплексе «Двор кириллицы в городе Плиска (древней столице Болгарии). Здесь Алексанян устанавливает памятники писателям, пишущим на кириллице. Среди них – классики болгарской, русской, сербской литературы, писатели народов России. Недавно здесь появился и памятник армянскому писателю Леониду Гурунцу (участнику Великой Отечественной войны, уроженцу Нагорного Карабаха), который писал на русском.
«Теперь я хочу поставить памятник Гарегину Нжде, потому что в межвоенный период он был активным публицистом, много печатался на болгарском языке и оставил значительный след в болгарской общественной мысли. Таким образом, болгары смогут еще лучше узнать героя наших двух народов», — добавил Алексанян.
В Болгарии писал не только Нжде – писали и о нем. В одном из номеров газеты «Болгарский доброволец» от 1938 года был восторженно описан марш турецких пленных в 1912-м.
«Кырджалинский корпус Мехмеда Явера-паши был окружен храбрыми болгарскими и армянскими ополченцами 15 ноября 1912 года. Болгарский народ был под турецким владычеством 500, а армянский – 700 лет. Представляете, какое удовлетворение чувствовали болгарские и армянские солдаты, когда в продолжение примерно трех часов перед ними проходили с опущенными головами 12 тысяч аскеров? Это может понять только непосредственный наблюдатель происходившего», — пишет очеркист газеты.
Это сражение произошло у турецкого села Мерхамли. И благодаря Гарегину Нжде, отсюда тоже удалось выпроводить непрошеных гостей. Сейчас это село – греческое, называется оно Пеплос и находится у города Александруполи.
Памятник-бюст Нжде уже готов: причем изготовил его не армянин, а болгарин, международно известный скульптор. Открытие хотят провести сразу после того, как пассажирское сообщение в мире начнет восстанавливаться. На второй родине Нжде готово все – и памятник, и место, А землю под постамент привезли с его первой родины – с горы Хуступ в Зангезуре.