Армянская молодежь в разных странах мира активно поддержала «бархатную революцию» в Армении, устраивая митинги, демонстрации, мирные шествия в странах своего проживания. Все вышесказанное не миновало, понятно, и наших соотечественников, проживающих в России, и, в частности, в Москве. Однако если в Армении революционные развития завершились в конечном итоге народным гуляньем, песнями и танцами, то армянской молодежи в Москве пришлось более чем несладко. О том, что происходило и продолжает происходить с активистами, мы побеседовали с московскими адвокатами — президентом русско-армянской Ассоциации юристов АРМРОСС Рубеном КИРАКОСЯНОМ, председателем коллегии адвокатов «Нерсисян и партнеры» Кареном НЕРСИСЯНОМ и главой адвокатского кабинета «Дефенс» Нареком КОСТАНЯНОМ.
— Расскажите о ситуации, сложившейся на сегодняшний день…
Р.Киракосян: — Что ж, подводя предварительные итоги победного шествия армянской «бархатной революции», констатируем: в пиковые дни народных волнений в диаспорах мира больше всего досталось активной части армянской молодежи Москвы, которая наравне с иными общинами подняла голос в защиту справедливости на исторической родине. В те дни более сотни ребят оказались сначала в полицейском заточении и зале суда, а после брошены и забыты всеми, как только востребованность в них прошла. Это как бы уже неактуально, да и накладно. В результате лишь единицы сегодня озабочены судьбой этих ребят. В столице Армении праздник, историческое событие, пробуждение гражданского правосознания и национального достоинства. А в столице России – союзнице Армении в это же время незаметным, бесконечным потоком идут массовые судебные процессы, на которых к разной степени ответственности привлекаются ребята за события тех, уже исторических дней. В общий котел правосудия брошены все, кто случайно попался в руки силовых нарядов полиции в те апрельские дни. Московские суды, заваленные работой, физически не успевают штамповать постановления, при этом особо не церемонясь и довольствуясь в качестве доказательств исключительно рапортами сотрудников полиции.
— А как же версии самих активистов? Их не слушают?
Р.Киракосян: — Версии ребят не проверяются. Видеоматериалы событий, переводы воззваний полицией суду не представляются. Постановления идут со стандартной формулировкой: «делал призывы лететь в Армению и брать власть». Мы, адвокаты АРМРОСС, с первых дней находимся рядом с молодежью, оказывая ей безвозмездную помощь, стараясь смягчить им меру наказания. Многие нуждаются в морально-психологической и обычной человеческой поддержке, ибо не в состоянии оплатить не то что услуги адвоката, но даже штрафы, присуждаемые судами. Особо хотелось бы выделить работу Ассоциации армянской молодежи Москвы, с первых минут подключившейся в те дни к разруливанию этого массового вала административных репрессий. Словом, такова постреволюционная действительность Москвы армянской: революция победила, а революционеры забыты.
— В данном контексте, думаю, нелишне поговорить об общем уровне правовой защищенности армян в России…
Н.Костанян: — Отвечая на ваш вопрос, приходится, к сожалению, констатировать неутешительный факт: граждане Армении в России не защищены ни законом, ни обществом, ни государством, находясь в юридическом смысле в унизительном положении. Права и преимущества, которыми наделены граждане РА межгосударственными соглашениями, на деле носят символический, сугубо декларативный характер. Так, несмотря на членство Армении в ЕАЭС, гражданам РА в РФ все также сложно устраиваться на работу, вести частный бизнес, решать вопросы трудового стажа и пенсионных накоплений, снимать жилье, устраивать ребенка в школу и получать для него медицинскую помощь, масса людей ходит в страхе из-за вероятности быть депортированными. И этому клубку проблем уже столько лет, сколько нашей любимой Третьей Республике. И ни одна инстанция ни в Армении, ни в России не пытается системно раз и навсегда разрубить этот узел искусственно созданных проблем, провоцируя своим бездействием коррупционные схемы и саркастические настроения в отношении родного государства (раньше именно так и было). Происходящее в сфере правосудия и вовсе не поддается никакому разумному объяснению. Граждан Армении повально арестовывают при доставлениях в суд, не применяя к ним иных, более мягких мер пресечения, предусмотренных законом. Органы следствия считают излишним уведомлять армянскую дипмиссию о задержаниях граждан РА, хотя обязаны, уполномоченные же представители Армении не в состоянии обеспечить в необходимом объеме правовой помощью своих граждан в России, ссылаясь на объективные трудности вследствие малого штата сотрудников.
— То есть в итоге каждый вынужден решать свою проблему индивидуально?
Н.Костанян: — Вот именно – индивидуально, что становится причиной и источником коррупции. На протяжении многих лет наша ассоциация обращается с письмами, заявляя о готовности взять на себя часть бремени по правовой защите соотечественников. Письма направлялись в соответствующие министерства и ведомства Армении и даже в Евразийскую экономическую комиссию. В ответ получали устное одобрение, но на деле ничто не меняется из года в год.
— Давайте приведем конкретные примеры…
К.Нерсисян: — За примерами далеко ходить не надо. Вспомним дело о ДТП армянского автобуса в 2015 году под Тулой. Осужден гражданин Армении, водитель автобуса Гарник Арутюнян. Нами было доказано, что истинной причиной ДТП стали не действия водителя, а наличие заводского брака. Но система корпоративно сделала все, чтобы не были привлечены к ответственности истинные виновники, мировой концерн HIGER. Невыгодно портить отношения с Китаем — проще осудить какого-то Арутюняна. При этом, отмечу, к водителю нет ни одной претензии со стороны пассажиров и родственников погибших, наоборот, они солидарны и находятся по одну сторону баррикад против китайского монополиста и бездушной системы правосудия. А что же Армения? Уголовное дело, возбужденное следственными органами РА, было тихо закрыто по результатам приговора в отношении Гарника Арутюняна в России. То есть Армения сдала своих граждан в угоду интересам крупного капитала в лице китайского производителя, армянских владельцев автобуса и состоявшегося приговора Узловского суда Тульской области. Такой вот пример отношения государства к своим гражданам.
Другой пример — тяжба о судьбе активов Союза художников Армении в Российской Федерации. Мы добиваемся возврата имущества законному владельцу – Союзу художников Армении, это художественные ценности, незаконно выведенные из владения Союза художников РА, но сталкиваемся с тем, что суды отказываются допускать нас в процесс, где происходят необъяснимые вещи. Об этой ситуации хорошо известно ушедшему в отставку министру культуры Армении. Но он вместо использования межгосударственных процедур и полномочий предпочел давление на председателя Союза художников Армении с целью прекратить бороться, дабы не портить отношений с Россией. Вот вам лишь два примера совершенной инерции армянских госслужб там, где требуется показать волю к борьбе, отстаиванию суверенного национального достоинства.
— А что вы скажете о степени организованности армянской общины в России? Ведь есть над чем работать?
Р.Киракосян: — Что такое община? Это самоорганизация групп населения по какому-либо принципу, например, сообщество представителей отдельной национальности или этнической общности, созданное для сохранения языка, традиций и развития национальной культуры. В постсоветский период развития армянских общин случился системный надлом. Вместо имевшейся самоорганизации общины начали строиться искусственно, под личности. Почему? В начале 90-х годов истинные общественные деятели, убежденные активисты, интеллектуалы и носители высокой культуры и образованности, прошедшие сквозь огонь и воду советских репрессий, доказавшие приверженность делу, оказались выдавленными из сферы общинной деятельности, а на их место пришли предприниматели со всеми вытекающими отсюда объективными обстоятельствами, что в свою очередь привело к упадку общинного образа самоорганизации. Необходимо вернуть самостоятельный вид деятельности – общественный деятель, который должен думать и о построении организации, ее экономике, не находясь в зависимости от чьих-либо узких корпоративных интересов. Общинам требуется активная системная работа по защите соотечественников, их встраиванию в российскую действительность, языковую и социокультурную среду с психологической акклиматизацией прибывших. Что касается нашей работы, то хотелось бы информировать читателя, что мы созданы в 2014 году для адресной профессиональной помощи и призываем соотечественников активнее использовать цивилизованные правовые механизмы по отстаиванию своих прав и готовы оказать им посильную помощь.
Зара Геворкян, газета «Голос Армении»