Двое американских госслужащих с дипломатическими паспортами, прибывших в прошлом году в Россию на конференцию, были отравлены, причем одному из них потребовалась госпитализация. По мнению официальных лиц, этот инцидент –часть широкой кампании российских властей против американских дипломатов
Инцидент, имевший место в отеле во время конференции ООН по борьбе с коррупцией, вызвал озабоченность в Государственном департаменте. Американская сторона выразила Москве протест по дипломатическим каналам, сообщает источник в правительственных кругах США, непосредственно знакомый с ситуацией.
Официальные лица в Вашингтоне пересмотрели свое отношению к этому случаю в июне, после того как аккредитованный американский дипломат был повален на землю охранником перед зданием посольства США в Москве. Ноябрьское отравление теперь рассматривается как часть единой кампании.
В Госдепартаменте признали, что травля дипломатов стала предметом особого беспокойства в последние два года.
По данным одного действующего и одного бывшего американского госслужащего, которые знакомы с сутью дела, отравленные дипломаты были членами американской делегации на конференции государств-участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, проходившей в Санкт-Петербурге 2-6 ноября.
Это была первая официальная конференция в России, которую представителям американского правительства было разрешено посетить после того, как США, Европейский союз и их союзники наложили санкции на России за аннексию украинского Крым в 2014 году.
В списке участников конференции десятки представителей разных стран, в том числе 21 человек из разных подразделений Госдепартамента и Министерства юстиции США. Кроме них в конференции приняли участие и другие американские граждане, в том числе ученые и представители общественных организаций.
Радио Свобода связалось с несколькими участниками конференции из числа представителей общественных организаций. Все они сказали, что не знали об отравлении.
Сотрудник правительства США заявил Радио Свобода, что, по заключению американских следователей, мужчине и женщине подсыпали транквилизатор (известный как “наркотик изнасилования”), вероятнее всего, в баре отеля, где они остановились.
Одного из пострадавших доставили в западную медицинскую клинику, чтобы взять образцы крови и тканей для определения причины внезапного недомогания. Однако когда пострадавший находился в клинике, там неожиданно отключилось электричество и медперсонал не смог взять образцы тканей, заявил источник в правительстве.
Когда пострадавшего вывезли за границу для дальнейшего лечения, уже было поздно брать анализы для постановки однозначного диагноза.
Поскольку данные участники конференции не являются высокопоставленными служащими Госдепартамента или Министерства юстиции, было решено реагировать на этот инцидент без лишнего шума. По данным сотрудника правительства, был подан протест, однако российские власти попросили предоставить доказательства отравления, а у американской стороны не было соответствующих результатов анализов.
Когда следователи запросили расписание работы служащих гостиницы, в которой останавливались американские госслужащие, менеджеры заявили, что данные за указанный период отсутствуют, что лишь усилило подозрения.
По словам сотрудника правительства США, российские власти заявили следователям, что без дополнительных свидетельств они ничем не могут помочь.
Российское посольство не ответило на просьбу о комментарии, направленную Радио Свобода.
Случаи отравления иностранцев в российских барах не редкость. Часто они связаны с попытками ограбления. На сайте Госдепартамента размещено специальное предостережение о необходимости следить за своим напитком в российских барах.
Однако обстоятельства инцидента с американскими госслужащими не похожи на типичный сценарий ограбления, так как они обычно происходят в многолюдных барах и ночных клубах. Двое пострадавших были отравлены по отдельности, вероятнее всего, в баре высококлассной петербургской гостиницы, заявил сотрудник правительства. В данном случае ничто не указывало на попытку ограбления.
Травля американских дипломатов и журналистов советскими и российскими спецслужбами имеет давнюю историю, включающую как менее, так и больше серьезные инциденты. Американские госслужащие сообщали о неприятных, пусть и мелких, случаях – в частности, что их квартиры в Москве и других городах взламывали, разбрасывали вещи, включали газовую плиту, оставляли тлеющую сигарету.
Однако в последние годы подобные сообщения заметно участились, причем всплеск начался еще до обострения российско-американских отношений из-за конфликта в Украине.
В докладе генерального инспектора Госдепартамента США, обнародованном в 2016 году, говорится, что “сотрудники испытывают все большее давление со стороны российских спецслужб. Ничего подобного со времен холодной войны не наблюдалось”.
К Майклу Макфолу, послу США в России с 2012 по февраль 2014 года, несколько раз приставали съемочные группы российских государственных каналов. Репортеры без каких-либо предварительных договоренностей встречали посла у зданий, где он проводил частные встречи, в связи с чем Вашингтон направил Москве официальную жалобу, в которой выражал опасения по поводу безопасности своего дипломата. Сам Макфол полагает, что его разговоры прослушивались, после чего их содержание передавали журналистам.
Ранее в этом году представитель посольства США в Москве рассказывал о случаях, когда дипломаты по возвращении домой обнаруживали, что из кранов течет вода. Официально подтверждены по меньшей мере два случая, когда дипломаты обнаруживали на полу своих квартир человеческие экскременты.
Тем не менее, почти все связанные с дипломатами жалобы связаны с травлей; физического ущерба никому не причиняли.
В ответе на официальный запрос о попытке отравления Госдепартамент отмечает, что проблема усугубляется с 2014 года.
“Не называя конкретные инциденты, мы обеспокоены тем, как в последние два года обращаются с нашими сотрудниками, – заявил в беседе с Радио Свобода сотрудник Госдепартамента на условиях анонимности. – Мы обсуждали и будем обсуждать на самом высоком уровне любые случаи нарушения прав, гарантируемых международным правом”.
В июне произошел очередной громкий инцидент: американский гражданин был повален на землю российским охранником при входе в здание посольства США в Москве. Госдепартамент заявил, что речь идет об аккредитованном дипломате, который показал охраннику удостоверение в соответствии с установленной процедурой.
Однако представители МИД РФ заявили, что охранявший посольство сотрудник ФСБ всего лишь выполнял свой долг, поскольку пытался помешать проникнуть в посольство подозрительному человеку, который, по их словам, скрывал лицо.
Впоследствии российская сторона сказала, что это был сотрудник ЦРУ, работающий под дипломатическим прикрытием. Подобная практика распространена во многих странах, в том числе в России и США.
Видеозапись этого инцидента с камер наружного наблюдения была показана по российскому телевидению.
В результате Москва и Вашингтон выслали двух аккредитованных дипломатов с каждой стороны. Подобные взаимные изгнания были характерны для эпохи Холодной войны.
Американские официальные лица заявляли, что на протяжении нескольких недель после инцидента у посольства сотрудники ГАИ неоднократно останавливали американских дипломатов, хотя в Москве, как правило, на мелкие нарушения машин с дипломатическими номерами смотрят сквозь пальцы.
В июне, на фоне протеста со стороны США по поводу недопустимого обращения с американскими дипломатами в России, Москва пожаловалась на давление, которое испытывают в США российские дипломаты. Представитель российского МИДа Мария Захарова заявила, что Россия попросту принимает ответные меры – и предупредила, что ситуация может осложниться.
“Наши дипломаты регулярно сталкиваются с провокациями со стороны ФБР и ЦРУ, которые не гнушаются применять к ним недопустимые меры, в том числе психологическое давление даже в присутствии членов их семей”, – заявила Захарова 28 июня на брифинге в Москве.
“В дипломатии действует принцип взаимности. Ухудшая отношения с Российской Федерацией, Вашингтон сам усложняет жизнь своим дипломатам за рубежом”, – добавила она.
Источник: «Настоящее Время»