27 февраля премьер-министр Никол Пашинян посетит Иран, где проведет встречи с политическим руководством и представителями армянской общины этой страны. О визите Пашинян объявил во время посещения Германии, что примечательно в том смысле, что армяно-иранские отношения имеют большой потенциал не только в двустороннем и региональном, но и в более широком значении. В связи с этим примечателен иной факт, что до визита Пашиняна в Иран 14 февраля в Сочи встретятся президенты Ирана, России и Турции. Это известный формат Астаны, который обсуждает вопросы, касающиеся Сирии. Однако, несомненно, также, что этот формат в круг обсуждений включает более широкие проблемы, хотя и в контексте сирийских развитий.
В то же время министр иностранных дел РФ Лавров еще недели назад заявлял, что Россия готовит также ассамблею Москва-Баку-Тегеран, которая также является региональным форматом, формируемым на протяжении месяцев. Произойдет ли это до встречи Пашиняна или после его визита, по большей части не имеет большого значения, хотя и конечно, обстоятельство взаимовлияния неизбежно. Однако важно то, что очевидна задача выведения на новую форматную плоскость армяно-иранских двусторонних отношений, придавая им, как минимум, региональные рамки, а в случае возможности, конечно, также давая ему более широкий контекст и вектор в направлении Европы. Тем более, что в этом смысле, интерес как Европы, так и в частности, Германии в отношении Ирана достаточен и в то же время заметны те региональные притязания, которые Берлин имеет в отношении Кавказа.
В этом смысле Ереван после бархатной революции должен использовать новые возможности, несомненно, для придания нового качества и охвата в отношениях с Ираном. Конечно, было бы наивным полагать, что первый визит Пашиняна в Тегеран может быть переломным в этом смысле, однако в данном случае очень существенным может быть то, какие заявления прозвучат в Тегеране. Особенно на фоне заявлений во время вита в Германию, политическое содержание и качество которых было достаточно высоким и значимым в плане региональных военно-политических перспектив. В этом смысле есть ожидаемое продолжение иранского визита, если иметь ввиду и то, что отношения с Арменией и широкий потенциал охвата, для начала хотя бы как минимум в рамках Армения-Грузия-Иран, для Тегерана необходима и выгодна гибкость в других региональных форматах, что естественно будет исходить из интереса и безопасности Армении, учитывая то с кем имеет дело Иран в других трехсторонних форматах.
Источник: 1in.am