12 июля министр градостроительства Республики Арцах Карен Шахраманян принял министра транспорта РА Ашота Акопяна, с которым был обсужден важный проект. Третий альтернативный маршрут, связывающий Арцах с Арменией, может стать межгосударственной трассой Ковсакан-Миджнаван-Горис, было сказано на встрече. К. Шахраманян высоко оценил стратегическое значение 3-й дороги, остается лишь вопрос ее асфальтирования. Было заключено соглашение, позволяющее надеяться, что практические шаги по этим вопросам не заставят себя ждать.
Сейчас в Арцах из Армении ведут две автомагистрали – Горис-Бердзор Степанакерт и Сотк-Каравачар. Обе дороги проходят по изреженной местности и не очень удобны для путешествий. Третья дорога, через Минджеван, гораздо удобнее и ровнее. Но она в плохом состоянии и нуждается в капремонте.
Кроме того, эта дорога проходит вдоль иранской границы и, как говорим министр, может стать межгосударственной трассой. Сложно сейчас утверждать, что с Ираном достигнута договоренность об использовании этой дороги в межгосударственных целях. Однако, ничего нельзя исключать.
В прошлом году иранские СМИ опубликовали интервью министра иностранных дел Арцаха Масиса Маиляна, в котором он говорил о целесообразности открытия границы между Ираном и Арцахом. Напомним, эта граница имеет протяженность около 100 км, тогда как на Мегринском участке армяно-иранская граница всего около 40 км.
Во время недавнего визита в Армению министра энергетики Ирана было передано приглашение Николу Пашиняну посетить Иран. Принято ли приглашение, пока не известно, однако, в армяно-иранскую повестку давно пора внести вопрос коммуникаций посредством Арцаха. И не только дороги, но и энергетику, воду. Иран нуждается в электроэнергии, а Арцах заявляет, что может экспортировать электроэнергию.
На границе Ирана и Арцаха около 15 лет назад началось строительство Худаферинской ГЭС. Проект был остановлен из-за конфликт, но по некоторым данным – завершен, во всяком случае, плотина возведена. Но за прошедшие несколько лет Иран как минимум дважды подписывал с Азербайджаном соглашения о будущей эксплуатации этой ГЭС. В соглашениях отмечается, что эксплуатация будет возможна в случае «восстановления территориальной целостности Азербайджана».
Сейчас отношения между Ираном и Азербайджаном на крайне низком уровне – Баку косвенно обвиняет Иран в попытках дестабилизации и установления в Азербайджане исламистских порядков. Может ли в этих условиях Иран начать совместную с Арцахом эксплуатацию ГЭС и открыть коммуникации?
Наира АЙРУМЯН, Обозреватель «ЛРАГИР»