13 января по новому стилю в России празднуют Щедрый вечер, поскольку на этот день выпадает канун Нового года по старому стилю.
13 января в православном календаре – Васильев день. В этот день православные чествуют святителя Василия Кесарийского — богослова, жившего в 4 веке в Каппадокии. Именно ему приписывают изобретение иконостаса, а также авторство множества проповедей.
Как уже было сказано выше, вечер накануне Старого нового дна называют Щедрым вечером. На празднование Щедрого вечера хозяйки готовили множество различных блюд, чтобы угостить всех знакомых и соседей, которые заходили в гости. Считается, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий Зимний освятит!».
Еще один обычай, связанный с кулинарией, — варение каши. Обряд совершался до рассвета; когда каша поспевала, хозяйка вынимала горшок из печи, и вся семья начинала его рассматривать. Если горшок треснул или каша выходила неудачная — это предвещало худое. Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома.
Также в этот день принято было стряхивать снег с яблонь (Фото: Andrea J Smith, Shutterstock) Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. Также в Васильев вечер принято было стряхивать снег с яблонь. Делать это нужно было непременно в полночь, чтобы яблоки уродились.
Интересная традиция связана с выпеканием ритуального хлеба – «Маланки». После замешивания тест хозяйка, не моя рук, выходила вместе с мужем в сад, чтобы «пугать» деревья, которые мало родят. Мужчина стучал по стволу обухом топора, грозясь его срубить. Женщина же обмазывала дерево тестом и перевязывала перевеслом. В народе верили, что после такой процедуры растение даст хороший урожай.
Также ночью следовало следить за погодой: если ветер дул с юга, это означало жаркий и благополучный год; если с запада — к изобилию молока и рыбы; с востока — к урожаю фруктов и ягод. А вот много пушистого инея на деревьях предвещало хороший медосбор.
С наступлением сумерек по улицам деревень начинали ходить щедровальщики. Среди ряженых часто встречались образы козы, Маланки, Василия, бабы, деда, цыган, журавля, медведя и т.д. Роль Маланки обычно исполнял парень в старом платке и юбке, он всегда имел яркий макияж и при встрече со всеми целовался, пачкая своей косметикой. Коза – это тоже парень, в кожухе шерстью наружу и рогами из рогатины, а журавль передвигался на ходулях.
Щедровальщики в подходили к окну дома и в песенной форме спрашивали у хозяев, можно ли войти. Приход ряженых считался хорошим знаком, поэтому их принимали с радушием. Первым делом пелись величальные щедривки для каждого члена семьи, затем исполнялись песни про Маланку. А сама Маланка в это время «хозяйничала»: пыталась побелить пол и помыть стены, тарелки клала под стол, а вместо них – обувь, подметала комнату, начиная от порога, пыталась что-то стащить. За краденную вещь она просила выкуп и грозилась продать ее. Иногда Маланке специально подсовывали вещь незамужней девушки – это сулило ей скорый брак.