В годы пребывания Ильхама Алиева у власти никаких позитивных подвижек в урегулировании нагорно-карабахского конфликта нет. Об этом заявил бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от РФ Владимир Казимиров в беседе с журналистами. Владимир Николаевич прибыл в Ереван для участия в заседании Лазаревского клуба.
«Вместо этого целая серия накладок, вплоть до пробы сил, как в апреле 2016 г. Они выносят на первый план освобождение «оккупированных территорий». Я использую терминологию СБ ООН. Но ведь это недостижимо без встречных уступок армянским сторонам. А на эти уступки нынешнее руководство Азербайджана, к сожалению, не способно. Складывается парадоксальная ситуация, когда Азербайджан в существующих условиях добиться своего не может, так как не может пойти на встречные уступки, и потому именно ему нерешенность конфликта необходима. Правящая элита, да и лично Ильхам Алиев и его первый заместитель фактически обманывают свой народ показным патриотизмом. Примеров много — проба сил в апреле 2016 г, инциденты, саботаж предложений посредников, от отвода снайперов до механизмов. Им это нужно. И дышат они былой враждой вместо того, чтобы настроиться на поиск конструктивных компромиссов», — отметил Владимир Казимиров.
Дипломат напомнил, что потеря Азербайджаном территорий стала прямым следствием невыполнения Баку требований СБ ООН. «Азербайджан в те годы, к сожалению, доводил до абсурда свое стремление решить конфликт силой. Ведь когда военный конфликт разгорался, еще оккупированных территорий не было. Они стали появляться по мере того, как Азербайджан нарушал резолюции СБ ООН. В них первейшим пунктом было требование незамедлительно прекратить военные действия и враждебные акты, разного рода блокад. Эти первые пункты кем не выполнялись?», — напомнил Владимир Казимиров.
Отвечая на вопрос об участии Нагорного Карабаха в переговорах, бывший посредник подчеркнул, что в этом вопросе у него лично, есть много доводов за то, чтобы НК был признан стороной конфликта. «Конфигурация этого конфликта заметно отличается от других конфликтов на постсоветской территории. Тут в две стороны нельзя вписаться. Были даже случаи противоречий между Степанакертом и Ереваном. Поэтому, конечно, то, что НК сторона, а следовательно должен быть участником, для меня самоочевидно. Другое дело, что этого никак не хочет Баку. Последние 20 лет примерно так сложилось, что переговорный процесс шел в размере 2, а не всех 3 сторон. Эти элементы затрудняют возобновление участия. Азербайджанская сторона в первое время апеллировала именно к Степанакерту – все звонки, официальные обращения. Да и соглашение о прекращении огня подписано с Нагорным Карабахом. Только потом было обращение к Еревану, причем по просьбе Гейдара Алиева», — отметил посол.