Взорвавшаяся энергетическая батарея на подлодке АС-31 («Лошарик»), была установлена на субмарине в рамках импортозамещения: стало известно, что подобные глубоководные станции долгое время комплектовались более надежными серебряно-цинковыми аккумуляторами, которые производились на Украине. После осложнения отношений с этой страной аккумуляторы АС-31, находящейся на гарантийном обслуживании завода-производителя, заменили на российские литий-ионные батареи. Об этом пишет «Коммерсантъ».
В качестве производителя и поставщика аккумуляторов для глубоководных аппаратов было выбран санкт-петербургский завод ОАО «Аккумуляторная компания „Ригель“».
Как сказано на сайте компании, «Ригель», основанный в 1897 году, является старейшим профильным предприятием в России, которое сегодня выступает «передовым разработчиком и производителем аккумуляторов», используемых в том числе для нужд глубоководного флота.
Изучая сопроводительную документацию к продукции «Ригеля», эксперты, по данным источников «Ъ», обнаружили помимо прочего сертификаты, свидетельствующие о том, что переданные флоту батареи прошли испытания на взрывобезопасность. Сейчас выясняется, кто и каким образом испытывал изделия и почему при этом не присутствовали представители заказчика — Минобороны. Представители завода, к которым «Ъ» обратился за разъяснениями, от комментариев воздержались.
Ранее издание со ссылкой на свои источники рассказало подробности трагедии: экипаж «Лошарика» имел возможность эвакуироваться на лодку-носитель с горящего аппарата, но члены команды решили действовать в четком соответствии с «Руководством по борьбе за живучесть» субмарины.
По сведениям издания, события на «Лошарике» начали развиваться во время стыковки станции с лодкой-носителем: на борту судна в аккумуляторном отсеке появился дым. На начальной стадии ситуация не представляла большой опасности для экипажа: все они могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель, у каждого из них было при себе портативное дыхательное устройство, позволяющее продержаться не менее 20 минут без кислорода. Однако, как пишет издание, «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок», действующее на военно-морском флоте, предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте. Оставление горящего отсека без приказа влечет за собой уголовную ответственность.
В качестве причины появления задымления собеседники газеты называют возможные проблемы в электросистеме АС-31, или дефект кабелей, который мог привести к оплавлению изоляции, а взорвалась, по данным экспертов, аккумуляторная батарея.
Пожар на глубоководном аппарате Минобороны, в котором погибли 14 подводников, произошел 1 июля. Указом президента четырем погибшим подводникам было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации, еще 10 посмертно награждены орденами Мужества.