2018 год был катастрофическим годом для демократии практически по всем показателям. Авторитарные лидеры предприняли решительные шаги с тем, чтобы укрепить свою власть, подрывая методы, необходимые для функционирования демократии, такие как верховенство закона и свободная пресса, и беспечно игнорируя или насильственно подавляя массовые протесты в таких странах, как Венгрия, Никарагуа, Филиппины и другие. Об этом в своей статье в «Washington Post» пишет Фрида Гитис.
Все же, по ее словам, в некоторых уголках мира борьба за демократические реформы совершенно неожиданно достигла гигантских успехов, тем самым послужив напоминанием о том, что правильное сочетание активизма, лидерства и обстоятельств может внезапно изменить ход истории. Автор также отмечает, что активистам удалось достичь цели без насилия. Гитис указывает на три страны, где произошли неожиданные перемены: Эфиопия, Армения и Перу. Она подчеркивает, что Армения пережила драматический поворот.
«Когда президент Серж Саргсян, который уже десять лет находился у власти, решил упрочить власть, изменив конституцию и стать премьер-министром, Никол Пашинян — журналист, ставший активистом, использовал гнев народа, чтобы кардинально изменить направление страны. Пашинян провел массовый марш, за которым последовали массовые демонстрации, парализовавшие страну до тех пор, пока парламент, назначивший Саргсяна премьер-министром, наконец, не смягчил свою позицию. Ненасильственная народная власть армян заставила Саргсяна уйти в отставку и убедила законодателей назначить Пашиняна премьер-министром. Однако, самый большой сдвиг еще впереди»,- пишет автор.
Гитис отмечает, что неделю назад армяне избрали новый парламент, в результате чего блок Пашиняна получил 70 %голосов, а бывшей правящей партии не удалось преодолеть порог в 5% для того, чтобы войти в парламент. «Опираясь на вотум доверия, Пашинян начал комплексную антикоррупционную кампанию, направленную на очищение системы правительства»,- говорится в статье. В целом, автор считает, что все три страны и их лидеры все еще сталкиваются с опасными препятствиями на пути к прочной либеральной демократии. «Их эксперименты все еще могут провалиться. Но сам факт того, что им удалось добиться значительных демократических шагов несмотря на низкие ставки, должен вдохновлять тех, кто борется с силами разрушительной коррупции и ползучим авторитаризмом в других странах»,- резюмирует автор.