Соглашение Объединенных Арабских Эмиратов и Израиля по нормализации дипломатических отношений призвано противодействовать растущему присутствию Турции на Ближнем Востоке и в восточном Средиземноморье, пишет Хусейн Ибиш, старший научный сотрудник Института арабских государств Персидского залива в National Interest.
Накануне Израиль и ОАЭ объявили о намерении нормализовать отношения, в том числе обменяться дипломатами и посольствами, в рамках сделки, заключенной при посредничестве Соединенных Штатов. Специальный посланник Белого дома Брайан Хук назвал соглашение «кошмаром» для Ирана.
Однако Хусейн Ибиш считает, что потепление отношений между Израилем и ОАЭ направлено против Турции, а не против Ирана. Аналитик процитировал недавнюю публичную встречу министров иностранных дел Ирана и ОАЭ, которая, по его словам, стала сигналом к ослаблению напряженности между странами.
«Почему это происходит сейчас? Это не имеет ничего общего с Ираном», — сказал Ибиш. «Лучше всего это можно выразить одним словом — Турция».
Турция играет все более активную роль на Ближнем Востоке и в восточной части Средиземноморья, что иногда приводит к конфликту интересов и последующей враждебности с другими странами региона.
В течение года Турция либо начала наступление, либо оказала военную поддержку группировкам в четырех странах — Сирии, Ираке, Ливии и Азербайджане — и выступила против союзника НАТО и соседней Греции с территориальным претензиями.
Турция и ОАЭ поддерживают противоборствующие стороны в Ливии. Между тем турецко-израильские отношения были напряженными в течение многих лет по ряду вопросов, в основном из-за палестинцев.
И Израиль, и ОАЭ также не согласны со связями Анкары с «Братьями-мусульманами», панисламистской организацией, которую Анкара поддерживала в популистских восстаниях по всему региону.