Предъявив экс-президенту Армении Роберту Кочаряну обвинение, Специальная следственная служба (ССС) не нарушила конституционное положение о неприкосновенности президентов страны.
Такое мнение выразили «Радио Азатутюн» юристы Тигран Егорян м Мушег Шушанян, пояснив, что в 2008 году Конституция позволяла президенту вводить чрезвычайное положение, но в той же статье также отмечалось, что правовой режим чрезвычайного положения определяется законом. А закона об этом в марте 2008 года не было. Он был принят лишь в 2012 году.
«Президент, объявив своим указом чрезвычайное положение и предусмотрев указом режим чрезвычайного положения, вышел за рамки своих полномочий. Процедура следующая: должен был быть закон, на основании закона и при наличии закона президент мог воспользоваться своими полномочиями по объявлению чрезвычайного положения. Для осуществления этих полномочий было необходимо, чтобы в 2008 году Национальным собранием был принят закон о режиме чрезвычайного положения», — сказал Мушег Шушанян.
Согласно 140-й статье Конституции, президент республики в течение и после срока своих полномочий не может подвергаться преследованию и привлекаться к ответственности за действия, обусловленные его статусом. Президент Республики может привлекаться к ответственности за действия, не связанные с его статусом, только после завершения своих полномочий.
Адвокаты утверждают, что конституционная норма не была нарушена, поскольку, введя 1-20 марта 2008 года в Ереване чрезвычайное положение, Роберт Кочарян, по их оценке, совершил действие, не связанное со своим статусом. Следовательно, после завершения срока полномочий он может быть привлечен к ответственности. «Были нарушены, ограничены права граждан, и это не имело ни законного основания, ни правомерной цели», — заметил Тигран Егорян.
Между тем, бывший министр юстиции, депутат от Республиканской партии Армении Давид Арутюнян убежден, что предъявление обвинения по делу «1 марта» крайне тревожно и противоречит положению Конституции о неприкосновенности президента.
Вчера ССС предъявила второму президенту обвинение по ч. 1 ст. 300.1 Уголовного кодекса РА – в свержении конституционного строя Республики Армения по предварительному сговору с другими лицами. Однако соответствующее положение в кодекс было добавлено только в 2009 году.
Политическая сила, согласно официальным итогам президентских выборов 19 февраля 2008 года, набравшая 21,5% голосов, для оспаривания результатов выборов обратилась в Конституционный суд. Кандидат в президенты этой силы Левон Тер-Петросян и его сторонники параллельно этому процессу проводили акции протеста. Рано утром 1 марта 2008 года полицейские напали на ночевавших на площади Свободы в Ереване оппозиционных демонстрантов, которые выражали свой протест против официальных результатов президентских выборов, согласно которым победу одержал Серж Сарсгян, разогнав их. Позже в тот же день в ходе столкновений между протестующими и силовиками на площади возле памятника Александру Мясникяну и в ее окрестностях погибли 10 человек, сотни получили ранения.
Юрист Тигран Егорян прокомментировал, что из себя представляет в этой ситуации предъявленное Кочаряну обвинение в свержении конституционного строя.
«Вмешательство в эти процессы, и это, по сути, привело к невозможности рассмотрения спора в связи с процессом реализации власти народа, рассмотрения этого спора в условиях чрезвычайного положения, когда как минимум один член Конституционного суда заявил о давлении», — в беседе Радио Азатутюн подчеркнул Егорян.
26 июля Роберта Кочаряна пригласили в ССС на допрос в качестве свидетеля, однако затем его статус был изменен на обвиняемого. Кочаряну было предъявлено обвинение. ССС обратилась в суд с ходатайством об избрании в отношении Кочаряна в качестве меры пресечения ареста. В случае подтверждения обвинения Роберту Кочаряну грозит от 10 до 15 лет лишения свободы.