Фактически в контексте конституционного референдума 5-го апреля формируется так сказать, не политический, а профессиональный фронт, хотя не вызывает сомнений, что в нем будет прежняя правящая система со своими политическими интересами и выгодой. Заявлено о создании лагеря «Нет» с участием правозащитников. Политические силы, занимающие позиции против референдума, говорят об этом, но не берут на себя ответственность за какой-либо результат. Это характерно, но не только в том аспекте, что есть страх перед поражением. Ситуация характерна с той точки зрения, что, хотя есть мощная антиагитация против действующей власти, у нее есть много известных нам лиц, однако эта антиагитация не имеет политической «плоти и крови». И это не постреволюционная реальность, а, так сказать, дореволюционная.
Дело в том, что правящая в Армении система рухнула еще до революции, просто некому было констатировать это. Более того, некоторые из разных крыльев той же прежней правящей системы, еще до революции боровшиеся друг против друга, высказывали мысли, что власть лежит на улице, но некому ее взять. Эти заявления не носили исключительно агитационного характера, они реально отражали политическую ситуацию, которую лучше всех представляли разные крылья именно этой власти, на тот момент де-юре правящей или, так сказать, невластной силы. Дело в том, что они лучше всех представляли ветхость системы изнутри, просто не могли представить, что эту «валяющуюся на улице» власть вдруг может взять общество, гражданин, народ. Они ожидали, что власть «по улице» подкатится к ним под ноги – рано или поздно. Но получилось иначе, и гражданин зашагал к «лежавшей на улице» власти. Это обстоятельство еще более усилило ту «коррозию», которой была подвергнута внутри прежняя правящая система, обострила вопросы между разными крыльями этой системы.
В этом смысле референдум сделал чрезвычайно очевидной ту простую реальность, что прежняя правящая система в Армении способна на совместную защиту, но не способна на совместную ответственность. Однако параллельно с этим есть другой вопрос: способности новой власти на совместную ответственность. По большому счету, это не имеет связи с единством решений или голосований. Это обеспечивалось также в условиях прежних властей, но отсутствие компонента совместной ответственности привело к разрушению. У нового большинства есть крепкий защитный слой этого компонента: революционное доверие и легитимность, но со временем он неизбежно будет утончаться, поэтому очень важно формирование механизма совместной ответственности. Это важно не только для политических позиций конкретной силы, то также в интересах общества, так как целостность политической ответственности власти и сил оппозиции является основой современных политических систем и повесток, которой не было в дореволюционной Армении и которую не видим пока после революции.