За три года число уехавших из России высококвалифицированных специалистов выросло более чем в два раза, с 20 тысяч в 2013 году до 44 тысяч в 2016 году. Об этом рассказал на общем собрании Российской академии наук главный ученый секретарь президиума РАН Николай Долгушкин, сообщает РБК.
Количество ученых в институтах Федерального агентства научных организаций за последние три года уменьшилось с 69,5 до 67 тысяч человек. «Средний возраст исследователя превысил 50 лет, а каждый третий достиг пенсионного возраста, — отметил главный ученый секретарь. — С 1990 года количество исследователей в стране уменьшилось в 2,7 раза, а среднегодовое сокращение персонала, который занимается исследованием и разработками, с 2000 года составляет 1,3 процента».
Между тем Европейском Союзе и США количество ученых растет на 2-3 процента в год, а в Бразилии, Корее и Китае рост составляет от 7 до 10 процентов.
В марте 2015 года тогдашний президент РАН Владимир Фортов признал, что за последнее время увеличился отток ученых из России. По его словам, зарплаты российских ученых и их зарубежных коллег различаются в разы. Это было и до падения курса рубля к ведущим мировым валютам, подчеркнул президент РАН.
21 января 2016 на заседании Совета при президенте по науке, технологиям и образованию Фортов заявил, что Россия существенно отстала в научной сфере, опустившись до уровня Ирана.
В августе 2016 года Минобрнауки предложило сократить к 2019 году 8,3 тысячи научных сотрудников в учреждениях ФАНО из-за нехватки бюджетных средств на реализацию госпрограмм по науке и образованию. По данным ведомства, доля научной госпрограммы в общих расходах бюджета сократится с 0,98 процента в 2015 году до 0,87 процента в 2019 году.
27 декабря прошлого года 397 академиков, членов-корреспондентов, профессоров и докторов наук обратились с открытым письмом к Владимиру Путину. Ученые заявили, что стиль и методы работы ФАНО «мешают научной деятельности»: к научным организациям пытаются применить правила обычных бюджетных учреждений, «совершенно не учитывая творческий и поисковый характер работы исследователей».
15 февраля на письмо ученых к президенту ответило само ФАНО, куда чиновники администрации президента и правительства передали документ. В ответа агентства говорилось, что требование вернуть научные институты в ведение РАН невыполнимо. Чиновники также сообщили, что, хотя государственное финансирование науки в последние годы сократилось, теперь оно должно вырасти.
Клуб 1 июля, объединяющий ученых — противников реформы РАН, резко отозвался о письме ФАНО. С утверждениями агентства «можно спорить по пунктам», заметили в этой структуре. Так, говоря о 3-процентном росте числа молодых ученых, ФАНО не упоминает «близкие к рекордным показатели научной эмиграции молодежи из России». «Главная мысль «Письма 400»: академической науке в России плохо, и она умирает, — говорилось в комментарии Клуба 1 июля. — Альтернативная точка зрения чиновников, что ученым «жить стало лучше, жить стало веселее», является безответственным враньем. И если смотреть чуть дальше, чем до завтрашнего дня, этот масштабный обман является преступлением против государства».
21 февраля более четырехсот российских ученых направили Путину еще одно открытое письмо, в котором говорится о необходимости вернуть отечественной науке особый статус и самоуправление. Авторы обращения «абсолютно убеждены», что наука в России не может развиваться в условиях, определяемых законом о реформе РАН и «под управлением некомпетентной структуры, называемой ФАНО».