Пасха, также – Воскресение Христово – древнейший христианский праздник, главный праздник из пяти главных праздников богослужебного года Армянской Апостольской Церкви. Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа.
В Армении Пасха именуется «Затик» – отмежевание, отмежевание от грехов и тем самым – возвращение к Господу, однако окончательного объяснения этого слова и сегодня нет, оно трактуется как перевод слова «бисах», что на древнем иврите имеет смысл разделение, отмежевание, освобождение.
Песах (еврейская Пасха) у евреев празднуется в память Исхода из Египта. Название праздника Песах – «проходящий мимо» связано с событием, когда Бог убил в Египте всех первенцев кроме иудейских, жилище которых он различил по условному знаку и прошел мимо.
В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-28, Чис. 9:1-14).
«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх. 12:12-30».
Церковь чудесное Воскресение Господня празднует как Пасху, так как он является той великой жертвой, посредством которой люди получили отпущение грехов, после чего – жизнь и воскресение. Апостол Павел именно так и называет Христа – «… так как Христос, наша жертва, был заклан…» (1-ое послание к коринфянам, 5.7–8).
Согласно Новому Завету, когда через три дня, в воскресенье утром, жены-мироносицы – Мария Магдалена, Мария, мать Иакова, и Саломия, пошли к могиле, чтобы умащать миром и благовонными маслами тело Христа, но удивились, увидев, что камень у входа пещеры удален, а могила – пуста. Пока они стояли в растерянности, снизошли два ангела и сказали: «Что вы ищете живого среди мертвых? Его здесь нет, Он воскрес». (Лук.24:5-6). Весть о воскресении женщины сообщили апостолам, после чего Иисус появился и перед ними.
У праздника Пасхи нет четко закрепленной даты празднования. Общее правило для расчета даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние – первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.
Пасху предваряет Великой пост – самоочищение человека: отказ не только от некоторых видов пищи, но и от некоторых поступков и действий. 40 дней поста – это период говения и покаяния; они символизируют сорокадневную молитву Христа в пустыне, когда после крещения Иисус «поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни» (Лук. 4: 1-3). Иисус взял на Себя подвиг поста ради спасения рода человеческого, вместо людей. Он принял покаяние, чтобы покаяние всех постящихся обрело реальный смысл, ибо совершается по Его примеру.
Великий Пост охватывает семь воскресений, отражающих восемь особо памятных событий: Жизнь в раю (Истинная Масленица), Изгнание, Возвращение блудного сына, Притчу о неверном Домоправителе, Притчу о неправедном Судье, Пророчество о Втором пришествии и Въезд в Иерусалим (Цахказард / Вербное воскресенье).
В канун Пасхи – Великую Субботу должны открыться занавеси алтарей, и во всех церквях возносится Святая литургия, и зажигаются свечи. По окончанию литургии люди зажигают принесенные с собой свечи от церковных свечей и уносят с собой в качестве символа света, который несет церковь людям: очищенные, укрепившиеся в вере люди являются носителями и распространителями Света. Уносимый из церкви свет в вечерней тьме вытекает из церкви, распространяясь на четыре стороны света.
На Пасху верующие красят яйца. Яйцо считается символом воскресения и зарождения новой жизни, а красный цвет символизирует кровь Христа, пролитую во имя спасения человечества. Святой Григор Татеваци в связи с этим говорит: «Красим яйца только на Пасху, так как яйцо является примером мира и, как говорили мудрецы – скорлупа похожа на небо, оболочка – на воздух, белок – вода, а желток – земля. Красный цвет символизирует, что грехи мира были искуплены кровью Христа. И мы, беря в руки красное яйцо, провозглашаем наше спасение». Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет из гробницы – Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным.