Последствия взрывов на Мингечаурской ГРЭС показали, что Азербайджан совсем не готов к чрезвычайным ситуациям
Произошедшую во вторник аварию на Мингечаурской электростанции эксперты назвали крупнейшей в истории Азербайджана. Обесточенной оказалась почти вся страна. Важнейшие стратегические объекты, в том числе военные, были парализованы. Больше всего пострадали предприятия нефтяной сферы. Экономика Азербайджана еще долго будет ощущать последствия этой гигантской аварии. Нам все это интересно прежде всего в контексте звучащих из Баку угроз. Случившееся – хороший повод задуматься, что может произойти с Азербайджаном, если Ильхам Алиев действительно решится на новую войну.
Панику, которая охватила Азербайджан в ночь на вторник, трудно с чем-либо сравнить. Страна была парализована. Не работали аэропорты, метрополитен, нефтепроводы и газопроводы, бездействовали больницы, очистительные системы, были парализованы воинские части и противовоздушная оборона. Пожар на двух энергоблоках крупнейшей в регионе Мингечаурской ГРЭС тушили несколько часов. Причины предшествовавших пожару взрывов до сих пор не выяснены. По стране сразу же поползли слухи о том, что случившееся — диверсия вездесущих армян. Некоторые газеты преподнесли версию о том, что взрывы могли стать следствием непрофессиональных действий сотрудников электростанции. Правительство предложило “бытовую” версию. Глава государственного предприятия “Азерэнержи” объяснил случившееся “аномальной жарой”. Энергетики и оппозиционеры подняли его на смех. Бывший президент нефтяной компании SOCAR Сабит Багиров заявил, что “официальная версия произошедшего абсолютно несерьезная”. По его словам, авария показала, что в Азербайджане “налицо проблемы с системой электроснабжения государства”. Лидеры оппозиционных партий “Мусават” и Народного фронта тоже обвинили власть в “неспособности обеспечить обещанную диверсификацию энергетических источников”. Авария в Мингечауре, по их убеждению, — свидетельство абсолютной несостоятельности системы энергетической безопасности и некомпетентности руководства, “ставящего республику на грань гуманитарной катастрофы”.
Президент Ильхам Алиев создал специальный штаб координации работ по ликвидации последствий аварии. К расследованию привлечены спецслужбы. Какими бы ни были выводы комиссии, ясно одно – Азербайджан совершенно не готов к чрезвычайным ситуациям. И если уж авария на одной электростанции привела к коллапсу всей страны, то что может произойти, если в результате военных действий Азербайджан получит удары по одновременно нескольким стратегически важным объектам? Инцидент заставил простых азербайджанцев задуматься. Так, может, Ильхам Алиев все-таки врет, когда говорит, что страна готова в войне и способна обеспечить безопасность своих граждан?..
Примечательно, что авария произошла именно в Мингечауре. Военные эксперты, политологи, энергетики и даже экономисты не раз говорили о том, что Мингечаур – это “ахиллесова пята” Азербайджана. В этом небольшом провинциальном городке находятся две наиболее уязвимые точки соседней страны. Если последствия взрывов на Мингечаурской электростанции с большим трудом удалось ликвидировать, то авария на плотине Мингечаурского водохранилища может быть чревата совершенно невероятной катастрофой. Расположенное недалеко от райцентра водохранилище – крупнейшее на Кавказе. Оно вмещает 16 миллиардов кубометров воды. Прорыв ее плотины приведет к затоплению сотен населенных пунктов с более чем полуторамиллионным населением. А что если взрыв, подобный тому, что имел место на ГРЭС, произойдет на плотине? Ведь на войне всякое бывает.
Эксперты осознают весь масштаб возможной трагедии. Глава Национального центра экологического прогнозирования Азербайджана Тельман Зейналов, комментируя перспективу прорыва дамбы, заявил: “Если армяне нанесут удар по Мингечаурскому водохранилищу, вся зона Арана вплоть до Баку окажется под водой, что может привести к масштабной катастрофе. Азербайджан должен усилить контроль над этим водохранилищем и вообще над Мингечауром”. Следует подчеркнуть, что Армения никогда не заявляла, что в случае войны нанесет удары по плотине Мингечаурского водохранилища. Лишь раз – в августе 2014-го года — тогдашний министр обороны Сейран Оганян на заседании правительства заявил, что “Азербайджан опасается действий армянской стороны на Мингечаурском водохранилище”. Заметьте, это была лишь констатация факта того, что Азербайджан допускает подобное развитие событий. Но этой вот публичной констатации факта оказалось достаточным, чтобы в Азербайджане началась паника. Через считанные недели после этого на плотине водохранилища провели масштабные учения, отрабатывая сценарии отражения ракетных атак и нейтрализации диверсионных групп.
Не хочется даже думать о том, что Армению могут вынудить пойти на столь негуманный шаг, как ракетная атака на плотину. Не верю, что верховный главнокомандующий Армении способен дать такой приказ. Но трагедия может произойти и без этого. Нужно иметь в виду, что в результате войны неизбежно активизируются радикальные сепаратистские движения внутри самого Азербайджана. Бойцы неконтролируемых формирований способны будут преподнести соседям крайне неприятный сюрприз. И неважно, что обвинят потом в этом, конечно же, армян. Результат от этого не изменится. Трагедия произойдет в семьях миллионов невинных мирных жителей. Впрочем, нет, их вина все-таки заметна. Они виноваты в том, что позволяют своему правительству играть с огнем. Жестоко? Да. Но это – правда. Напряженность достигла уже того уровня, когда пора говорить правду.
Дамба на водохранилище давно уже физически истощена. Построенная десятки лет назад бетонная конструкция прохудилась настолько, что беда может произойти в результате малейшего воздействия на нее. Мингечаурцы не раз уже оказывались на грани катастрофы. В 2010-ом году обнаруженные на плотине трещины так испугали специалистов, что было даже принято решение о временной эвакуации жителей. В мае 2016-го министр экологии Азербайджана Гусейн Багиров публично признал наличие проблем. Он подтвердил, что обнаруженные на дамбах протечки действительно могут иметь крайне опасные последствия. Так что трагедия может произойти даже без внешнего воздействия. Можно не сомневаться, что и в случае техногенной катастрофы случившееся все равно назовут “армянской диверсией”.
Напоминание об уязвимости Мингечаура обычно вызывает у азербайджанцев желание пригрозить ударами по Мецаморской атомной электростанции. Параллели, думаю, совершенно неуместны. Во-первых, реакторы АЭС, в отличие от дамбы водохранилища, не находятся на поверхности. Они куда менее досягаемы для внешнего воздействия. Во-вторых, Мецамор надежно прикрыт ракетами С-400. Но главное даже не в этом. Бакинский правитель должен быть полным идиотом, чтобы дать приказ об атаке на атомную электростанцию. Ведь в результате пострадают не только Грузия, Турция и Иран, но и сам Азербайджан. Поскольку Ильхама Алиева я идиотом не считаю…
Произошедший во вторник инцидент должен заставить азербайджанского обывателя понять, что его правители играют с огнем. Авария в Мингечауре — повод задуматься о справедливости известной поговорки о том, что “живущий в стеклянном доме не должен бросаться камнями”.
«Новое время»