Если подытожим 2016 экономический год, то его мы, по сути, можем охарактеризовать как год «дорогостоящего для народа опиума». Дело в том, что практически в течение всего года обществу, фактически, преподносились фальшивые сигналы о переменах, показателях экономического роста и экономической активности.
Сначала это делало правительство Овика Абраамяна, а потом это же начало делать и правительства Карена Карапетяна – конечно, больше в виде пропагандистских заявлений, нежели в виде статистики, потому что в плане статистики правительству Карапетяна выгоднее показать некоторую снижающуюся тенденцию, так как она безоговорочно выпадет на долю ответственности прежнего правительства и, по сути, создаст благоприятное условие для правительства Карена Карапетяна – с точки зрения общественных ожиданий. Насколько более тяжела ситуация преподносится в качестве точки отсчета, настолько более незначительный успех дает возможность новому правительству преподнести его как большой. То есть, снижая статистику и наделяя общую ситуацию оценкой «тяжелая», Карен Карапетян искусно снижает и планку общественных ожиданий, а также и обусловленное этим «атмосферное» давление.
Таким образом, обществу в течение всего года преподносится «опиум», параллельно чему в реальном сегменте экономики всего лишь происходит стремительный рост внешнего долга и стремительный спад внешних инвестиций. Общество за преподносимый ему «опиум» по сути расплачивается косвенно – в виде накопления государственного долга, и прямо – в виде тяжелой социально-экономической ситуации.
2016 год в экономическом смысле фактически был годом самопожирания, и в настоящее время стоящая перед Арменией приоритетная экономическая проблема заключается в том, чтобы выйти из этого режима самопожирания. Для этого, конечно, есть два пути: или большой приток внешних сумм, или вложение имеющихся внутри страны не на счета иностранных банков или в офшоры. Третьего варианта нет, скажем, касательно общества, которое могло бы проявить инициативность и попытаться изменить ситуацию посредством своих экономических инициатив.
В Армении на протяжении 25 лет шаг за шагом строилась некая система, и сформировался некий экономический порядок, который впредь не оставил обществу никакого иного места или выхода, нежели попросту бунт, революция. Но общество осознает, что и это – не выход, так как этим, как правило, могут воспользоваться подонки. Так получается тупик, в котором Армения пожирает саму себя. Возможность нахождения скорейшего выхода находится исключительно в руках властей и внешнего мира. Это, пожалуй, самая большая задача в нынешней экономической ситуации Армении, так как у властей нет воли в том, чтобы найти этот выход, а у внешнего мира нет мотивации: зачем обеспечивать быстрый выход для государства, которое не имеет суверенитета?
2016 год, по сути, мы закрыли в этом глобальном вакууме. Ситуация, конечно, вовсе не безвыходная. Выходов немного, субъектов, обладающими ими, тоже немного, но не так, что их и вовсе нет. Нужно, однако, быть реалистами, и понять, что на практике быстрых выходов не существует, если этого не хотят власти или их не принуждают к этому. Следовательно, задача общества проста – создать такую ситуацию, когда власти будут вынуждены пойти на то, чтобы найти скорые экономические выходы. Найдет ли общество в 2017 году подобный потенциал, который подвигнет властей на нахождение выхода? Или же все будут ждать, чтобы цены на нефть выросли и в России поле трансфертов стало более или менее благоприятным?
Источник: 1in.am