Афины готовятся ко всем сценариям в связи с ситуацией в Восточном Средиземноморье, поскольку ожидают результатов новой инициативы канцлера Германии Ангелы Меркель и следующих шагов президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Согласно источникам в правительстве, премьер-министр Кириакос Мицотакис сознательно решил не реагировать на турецкие провокации. Источники заявили, что его послание Турции ясное — прекратить провокации и начать переговоры, передает Kathimeniri.
Со своей стороны, Меркель работает над тем, чтобы получить четкое представление о намерениях Эрдогана в преддверии саммита лидеров Евросоюза 24-25 сентября, на котором будут обсуждаться возможные санкции против Анкары.
Ключевой датой до этого может быть 12 сентября, когда истечет срок действия последнего незаконного турецкого навигационного уведомления, или Navtex, для исследовательского судна Oruc Reis. Если он будет расширен и Oruc Reis войдет в греческие воды у побережья Кастелоризо, станет ясно, что Эрдоган выбрал путь конфликта.
Афины также готовятся к тому, что министерство энергетики Турции предоставит лицензии Turkish Petroleum Corporation (TPAO) на разведку в районах, обозначенных в соглашении о морских границах Турции и Ливии, которая может приблизить турецкие суда к Родосу, Кассосу, Карпатосу и Криту.
В любом случае ожидается, что Меркель сыграет решающую роль в дальнейшем развитии событий. Несмотря на публичное вмешательство госсекретаря США Майка Помпео с целью деэскалации напряженности, очевидно, что Вашингтон позволяет Берлину возглавить усилия по снижению напряженности.
В случае, если Эрдоган пойдет на диалог, остаются вопросы о том, как он будет вестись. Афины хотят, чтобы переговоры сосредоточились только на вопросе континентального шельфа и морских зон. Также остаются вопросы относительно того, какой «мораторий» будет применяться. Согласно источникам, Афины хотят, чтобы после вывода турецких кораблей прошел как минимум месяц, прежде чем стороны смогут начать переговоры.
Берлин и Вашингтон хотят более короткого перерыва — около двух недель. Берлин хочет, чтобы любое соглашение было достигнуто в течение четырех месяцев; в противном случае вопросы следует передать на рассмотрение Международного Суда в Гааге.
Тем временем переговоры, направленные на повышение оборонного потенциала Греции, продолжаются, и ожидается, что Мицотакис вскоре объявит о планируемых приобретениях.