Вчерашнее заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева прокомментировал и замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян. Он сказал, что разнузданность Алиева и его неуважение к предложениям посредников – результат терпимости самих посредников.
Напомним, что Алиев назвал «по меньшей мере» бессовестным заявление госсекретаря Джона Керри о том, что лидеры Армении и Азербайджана не готовы к карабахскому урегулированию.
Но не это главное, а то, что Алиев впервые признал, что международное сообщество принуждает его признать независимость Карабаха. Причем, он не делает различий в «международном сообществе» — кто-то, по его словам, дает армянам оружие, кто-то – деньги и политическую поддержку.
Почему Алиев выступил с таким заявлением именно сейчас? Ощущение такое, что он потерял последнюю надежду и почву под ногами. С чем это связано, сложно сказать. Возможно, ему известно то, что пока не ведомо широкой публике. Однако, анализируя международный контекст, можно предположить, почему Алиев вынужден был начать подготовку собственного общества к вероятным переменам в карабахском урегулировании.
Что изменилось в международном контексте? Два ближайших союзника Азербайджана – Турция и Россия – оказались под угрозой международного трибунала. США заявили, что военные преступления России в Сирии должны быть расследованы, а на Турцию грозится подать в суд Ирак за незаконное вторжение. В целом, Россия и Турция по уши в болоте.
Сирия на грани раздела, и уже почти нет сомнений, что карта Ближнего Востока изменится, скорее всего, без участия России и Турции.
США вчера вновь ослабили санкции против Ирана, который активно готовится к полноправной интеграции в геополитику и геоэкономику. А лучший путь из Ирана в Европу лежит через Кавказ – Нахиджеван, Армению и Грузию.
В самой Грузии сегодня выборы, и, независимо от их исхода, Грузия может скоро получить безвизовый режим с ЕС, больше военной помощи от США и режим свободной торговли.
Карабахская проблема является частью региональных процессов, и ее решение неизбежно в случае геополитических трансформаций в регионе. И именно на этом фоне звучит заявление Алиева.
Что оно может означать за текстом и какие мессиджи направляет Алиев?
Алиев говорит, что Азербайджан принуждают к признанию Карабаха. Принуждение предполагает санкции в случае невыполнения требования. Что намерено сделать мировое сообщество, если Алиев добровольно не признает Карабах? Надо полагать, что мировые державы в этом случае сами признают независимость Карабаха. Возможно, Алиеву об этом кто-то намекнул.
Второй важный мессидж Алиева – Азербайджан никогда не признает независимость Карабаха. Но, возможно, он признает нечто другое, например, заморозку урегулирования, отрытие региона, того же Нахиджевана. Это можно сделать, не признавая Карабах и поддерживая в своем обществе миф о том, что «Карабах наш».
Как бы то ни было, заявление Алиева знаменует собой новый этап в региональных процессах, возможно, финишный этап. Вопрос в том, кто первый почувствует тренд и признает Карабах. В соцсетях намекают, что Путин 14 октября в Ереване сделает насчет этого намеки. Но возможны и другие варианты – 10 октября в США начинается инвестиционный форум «Армения», куда сегодня уже отправился Серж Саркисян. Буквально на днях американский Денвер признал независимость Карабаха. Ранее это сделали 6 американских штатов.
Источник: lragir.am