Скоро исполнится два года существованию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и членству Армении в этом союзе. Тем не менее, до сих пор население Армении не в курсе специфик данной интеграционной системы. В частности, не ясно какое строение имеет данная структура, и насколько обеспечено право голоса граждан государств-членов во время принятия политических решений по законодательству ЕАЭС.
Структура
В соств ЕАЭС входят 4 основных органа управления
• Высший Евразийский экономический совет — высший наднациональный орган Евразийского экономического союза, в который входят главы государств-членов Евразийского экономического союза.
• Межправительственный экономический совет по своей значимости являетя вторым органом ЕАЭС и состоит из глав правительств государств-членов.
• Постоянно действующим регулирующим органом союза является Евразийская экономическая комиссия.
• Суд ЕАЭС – судебный орган Союза обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.
Выходит, если бы ЕАЭС был государством, то на данный момент он имеет исполнительные и недоразвитые судебные органы, а законодательная власть находится в руках у исполнительного органа.
Демократическая структура?
Примечательно, что члены всех вышеуказанных 4 органов или принадлежат составу правительств стран-членов, или же назначаются со стороны правительств стран-членов. Так, допустим, если сравнить структуру ЕАЭС со структой ЕС, то видна отчетливая разница – в составе ЕАЭС отсутсвует представительство населения в какой-либо форме руководящего органа.
Начиная с 1952 года, когда создавался предшественник Европейского Союза – «Европейское объединение угля и стали», кроме органа управления, состоявшего из представителей правительств он имел орган под назаванием Общее собрание, где были представлены 78 депутатов, из 9 стран-членов. В последствии, этот орган трансформируется в Европейский парламент, члены которого избираются прямым голосованием, независимо от национальных собраний.
Почему это важно?
Примечательно, что Европейский парламент контролирует законодательный процесс и утверждение бюджета ЕС. Хотя Европейский Парламент неединолочно выполняет законодательную функцию, но определенно может контролировать все изменения в законодательстве и в случае необходимости предотвратить принятие законов. Хотя на законодательство ЕС влияют и парламенты стран-членов, однако существование Европейского парламента усиливает контролирующую функцию над населением, делая еще более услышаной право голоса рядовых граждан на самом высоком правительственном уровне ЕС. В то время, как законадатаельная функция ЕАЭС не контролируется со стороны какого-либо бъединенного демократического органа, что означает – контролирующая функция значительно слабее и выражена в парламентах стран-членов.
Так, например, в процессе утверждения бюджета ЕАЭС вовлечены только президенты стран-членов в Высшем Евразийском экономическом совете и премьер-министры в Межправительственном экономическом совете.
Таким образом, структура Евразийского экономического союза уже имеет демократический дефицит, поскольку в «правительстве» ЕАЭС нет органа для общественного контроля, а о создании такого органа в ЕАЭС на сегодняшний день нет серьезных дискуссий.
В ЕАЭС не может быть иначе
И до тех пор, пока в ЕАЭС нет разделения полномочий, на исполнительные органы власти возложены законодательные функции, принятие решений и урегулирования не всегда будут вытекать из интересов граждан государств.
В некотором смысле, это не удивительно, так как во всех государствах ЕАЭС – Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия, нет действующего законодательного органа, воистину независимого от исполнительного органа власти.
Анна Памбухчян
«Союз информированных граждан»