«Это не может привести к каким-либо практическим последствиям», – сказал на встрече с журналистами 11 мая в «Медиа-центре» глава Центра «Modus Vivendi» Ара Папян, комментируя заявление нового премьер-министра Никола Пашиняна о том, что Арцах должен вернуться за стол переговоров.
Он объяснил это тем, что Арцах не может вернуться за стол переговоров, так как с этим не согласятся ни Баку, ни посредники. «Тот же Никол Пашинян объявил, что должен приложить все усилия, чтобы признать независимость Арцаха. Это тоже неосуществимый вопрос. Чтобы признать независимость Арцаха, Арцах должен быть независимым. Арцах не является независимым, и все знают об этом. Арцах находится под полным контролем Армении».
По словам Ара Папяна, Россия также скованна и уже понимает, что она стала региональным государством, а не сверхдержавой: «Россия также скованна волей армянского народа и вызовом государственности. Арцах, выражаясь словам Роберта Кочаряна, это не чемодан, который можно взять и отдать. Это общенациональный и общегосударственный вопрос. Но и не так, что великие державы позволят России устраивать перестановки. Это должно удовлетворить все стороны, а также геополитические центры».
Чрезвычайный и Полномочный Посол РА по рангу Арман Навасардян заявил, что вопрос о передаче территорий должен быть абсолютно исключен: «Мадридские принципы – это одна из позорных страниц нашей дипломатии. Речь идет не о самоопределении территорий, а о политике геноцида против армян и армянства. Армения должна добиться того, чтобы об этом стало известно всему миру, изменились настроения, и Арцах в качестве независимого государства и единицы участвовал в этих процессах. Не то похоже на договор 1920 года, шли переговоры о третьем государстве, но этого государства не существовало. Я не думаю, что Баку пойдет навстречу. Мы должны сделать все, чтобы были предприняты нестандартные меры, достигнуты такие результаты. Но самое главное, все зависит от нашей будущего могущества – и военного, и экономического, и морального».
По словам Армана Навасардяна, лидеры бархатной революции в целом заняли правильную позицию в определении внешнеполитических векторов: «Сохраняется политика проведения сбалансированного отношения со всеми государствами».
Бывший председатель комиссии по внешним отношениям Национального собрания РА Ованнес Игитян считает вполне уместным то, что Никол Пашинян поднял вопрос об участии в переговорах Арцаха. «Давайте не будем думать, что скажет Азербайджан. Вы представляете свое виденье. Конечно, Азербайджан вновь выступит с заявлениями, и чем больше он сделает абсурдных заявлений, это, на мой взгляд, сыграет на нашу пользу».
Политический аналитик Тигран Григорян (Степанакерт) приветствует свежие подходы Армении к урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта. «Во время президентства Сержа Саргсяна армянская дипломатия пребывала в летаргическом состоянии, видя, как с каждым годом наши позиции ухудшались. До этой революционной ситуации в Армении в зоне конфликта уже наблюдалось состояние войны. Эти скопления (войск противника, – ред.), которыми манипулировала РПА, стали происходить еще за месяц до народного движения. Как в Арцахе, так и в Армении общественность осознала, что все идет к войне. Эти события в Армении немного изменили ситуацию. Война, возможно, на этом этапе была отложена. В этой связи важны первые шаги и посылы Никола Пашиняна международному сообществу и Азербайджану».
«АРАВОТ»