Вчера министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян подтвердил, что в ходе предстоящего визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в США встречи с президентом США Дональдом Трампом не будет, но Ереван и Вашингтон работают в этом направлении, и такие вопросы не решаются поспешно.
Это подтвердило и послание Дональда Трампа Николу Пашиняну по случаю Дня независимости Армении, в котором он все расставил по местам и пресек манипуляции по поводу того, что США не доверяют новым властям Армении.
«В этом году у Армении разные причины для празднования. Мирное, народное движение открыло новую эпоху в Армении, и мы готовы работать с Вами, чтобы помочь воплотить в жизнь волю вашего народа по искоренению коррупции, созданию независимой судебной системы и основанного на политической и экономической конкуренции представительского и подотчетного управления, утверждению верховенства закона», говорится в послании.
Содержание и акценты послания Трампа свидетельствуют о том, что на деле нет недоверия, и США, признавая новую Армению как реальность, поощряют новую повестку и ожидают предметных инициатив.
Президент США, говоря о перспективах арцахского урегулирования, заявляет, что в ближайшие месяцы откроются новые возможности, что может создать новую платформу для армяно-американского сотрудничества.
Это ли является формулой, предлагаемой президентом США – углубление армяно-американских отношений посредством Арцахского урегулирования? Или американский президент применил дипломатический шаблон? Примерно то же самое Трамп заявил в поздравлении президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву.
Чего конкретно ждут США от Еревана и Баку? Или Вашингтон говорит это, чтобы подтвердить свое присутствие в процессе и готовность вмешаться, если ожидания США не оправдаются?
Если администрация Трампа действительно видит реальные перспективы урегулирования, в рамках принципов, которые обсуждаются уже больше десятилетия, то надо подумать об адекватности этих оценок.
На днях Дональд Трамп назвал величайшей ошибкой Америки решение Джорджа Буша-младшего о вводе американских сил в страны Ближнего Востока. Он также назвал ошибкой решение Обамы вывести войска с Ближнего Востока.
Но Дональд Трамп сам может ошибиться, пытаясь осуществить еще одну попытку Арцахского урегулирования на основе исчерпанных принципов, даже в контексте иранской проблемы. Это никак не поможет США в иранской стратегии, зато поставит под угрозу стабильность и безопасность на Кавказе.
Однако, признавая новые реалии в Армении и заявляя о готовности работать с новыми властями, США в какой-то мере принимают позицию новых властей по Арцахской проблеме, ожидая при этом более концептуального подхода.
В этом смысле Арцахская проблема, скорее всего, станет ключевой в повестке визита в США Никола Пашиняна, и США ждут концептуального предложения на замену исчерпанной повестке, что позволит выбраться из тупика и найти новую и эффективную модель статус-кво.
На деле именно это может стать осью армяно-американских отношений, и именно Арцахская проблема является кодом и клеем отношений Армении с мировыми центрами силы. Вопрос в том, в какой мере предложенные армянской стороной модели будут привлекательными для мировых центров и где понадобится «клей». Грани для склеивания, безусловно, есть, иначе статус-кво не сложился бы и не сохранялся два десятилетия, а искра Апрельской войны привела бы к большому взрыву.
Акоп БАДАЛЯН, Обозреватель «ЛРАГИР»