На вчерашнем беспрецедентно многолюдном митинге революция находилась на своей высоте. В выступление Никола Пашиняна прозвучало даже сенсационное разоблачение: он сообщил присутствующим, что на банковском счету родного брата одного из бывших чиновников обнаружена сумма в 30 млн долларов. Пашинян не назвал имен, но все поняли, что распутан клубок коррупционной схемы брата Сержа Саргсяна Сашика Саргсяна – так называемой «50-50».
Но в выступлении Никола Пашияна в особенности примечательным был фрагмент и борьбе с коррупцией и другими тяжкими преступлениями, в котором премьер-министр, по сути, предложил институциональные решения.
Борьбе с коррупцией и выявлению случаев незаконного обогащения явным образом мешает сегодняшняя судебная система – из-за своей моральной изношенности, а также и вследствие законодательных пробелов, которые прежние власти, пожалуй, специально создали – с целью себя обезопасить. Никол Пашинян предлагает создать органы переходного правосудия, которые, с одной стороны, должны суметь обойти коррумпированную судебную систему, а с другой стороны – создать институциональные предпосылки для того, чтобы сделать антикоррупционную борьбу еще более эффективной, с целью разрешать случае незаконного обогащения в правовой плоскости. Предложение премьер-министра не имеет никакого отношения к так называемым чрезвычайным судам и революционным гильотинам: институт переходного правосудия широко применяется в цивилизованном мире – становясь важным инструментом для раскрытия определенных преступлений.
Но один из ключевых фрагментов в выступлении Никола Пашиняна касался дела 1 Марта. Это, по сути, стало решительным ударом по интервью Роберта Кочаряна, по заявлениям его офиса и его адвокатов. Премьер внятно и со всей ответственностью заявил, что преступление 1 Марта, по сути, раскрыто – констатировав, что ни один из ответственных за свержение конституционного строя и расстрела 10 граждан лиц не может остаться безнаказанным. Это заявление Пашиняна было удостоено бурных оваций собравшихся на площади несколько сотен тысяч граждан: таким образом, по сути, общество вынесло приговор Роберту Кочаряну. Конечно, здесь речь идет не о правосудии, вершимом под давлением толпы, а и широкой консолидации общества вокруг новых разоблачений в деле 1 Марта. Любой судья, который впредь осмелится пойти против правосудия и выносить произвольные решения по делу 1 Марта, мы считаем, будет иметь проблемы не только с законом, но и с обществом, его отношением.
Причем, Никол Пашинян Роберту Кочаряну и его соучастникам посоветовал не уповать на содействие Москвы. Подобная самоуверенность премьера подсказывает, что хотя бы в этом вопросе сложилось некоторое взаимопонимание между властями Армении и России. Не исключено, конечно, что существует граница, по ту сторону которой Пашинян считает принципиально неприемлемым какое-либо внешнее вмешательство, о не намерен вопрос установления законности в Армении делать предметом торга во внешних отношениях.
Причем, Никол Пашинян посчитал необходимым обратиться к делу 1 Марта два раза – особо подчеркнув, что ни один преступник не сможет избежать ответственности. Также добавим, что вчера Генеральная прокуратура получила решение Апелляционного суда и намеревается на днях представить кассационную жалобу, и почти вне всякого сомнения, что Кассационный суд примет решение вновь арестовать Кочаряна, тем более, что судья Апелляционного суда Александр Азарян, как выяснилось накануне, в этом вопросе не мог принимать беспристрастных решений – из-за вынесенных им же 10 лет назад по делу 1 Марта субъективных и тенденциозных вердиктов.
Однако Пашинян намерен перекрыть путь контрреволюции не только правовым, но и законодательным путем: он на митинге заявил, что они планируют конституционные изменения, согласно которым парламент может быть распущен не только вследствие отставки премьер-министра и невозможности избрать нового премьер-министра, но и по собственному решению.
Вследствие этого конституционного изменения даже в действующем – криминально-олигархическом парламенте исключается возможность контрреволюции. несколько дней назад для изменения меры пресечения Роберта Кочаряна было собрано всего на семь депутатских подписей меньше числа формального большинства в парламенте, и многие высказывают мнение, что криминальная олигархия – во главе со вторым президентом, предпримет попытку контрреволюции, когда Никол Пашинян попытается инициировать внеочередные парламентские выборы – путем своей отставки.
Из вчерашней речи Никола Пашиняна следует, что парламент будет распущен по своей воле или под давлением общества – без отставки премьер-министра.
Стремления Роберта Кочаряна к реваншу лишаются всех политических и правовых основ – делая для него неизбежным перспективу длительного тюремного заключения.
Источник: 1in.am