Cирийские наемники, завербованные Турцией для участие в агрессии против Арцаха, не ожидали, что будут брошены в бой на передовой, сообщает BBC со ссылкой на четырех сирийцев, участвовавших в боевых действиях.
Еще в августе этого года в контролируемых боевиками районах северной Сирии начали распространяться слухи о хорошо оплачиваемой работе за границей.
«У меня был друг, который сказал, что можно хорошо заработать, нужно просто побыть на военных блокпостах в Азербайджане», — сказал один из них. «Они сказали нам, что наша миссия будет состоять в том, чтобы быть охранниками на границе — в качестве миротворцев. Предлагали 2000 долларов в месяц! Это было для нас целым состоянием», — сказал другой.
Оба подали заявку на через поддерживаемые Турцией группировки, которые составляют так называемую Сирийскую национальную армию.
В районе, где немногие зарабатывают больше 1 доллара в день, обещанная зарплата казалась находкой. По оценкам, от 1500 до 2000 человек зарегистрировались и отправились в Азербайджан через Турцию на турецких военно-транспортных самолетах.
Но работа была не такой, как обещали. Этих людей, многие из которых не имели военного опыта, вербовали на войну — как они вскоре обнаружили, когда их вывели на передовую и приказали сражаться.
«Я не думал, что выживу», — говорит Кутайба. «Шансы были 1%. Смерть была повсюду вокруг нас». «Моя первая битва началась на следующий день после моего прибытия», — говорит Исмаил.
«Меня и около 30 человек отправили на передовую. Мы прошли около 50 метров, когда внезапно рядом с нами приземлилась ракета. Я бросился на землю. Обстрел длился 30 минут без перерыва. Те минуты казались годами. Тогда я пожалел, что приехал в Азербайджан».
«Мы не знали, что делать и как реагировать», — говорит Самир, добавляя, что он и многие его товарищи-рекруты практически не имели военного опыта или подготовки. «Я видел умирающих мужчин и других, которые просто бежали. У них не было никакого представления о том, куда они идут, потому что они были в основном гражданскими лицами».
Все мужчины утверждают, что им было предоставлено мало средств защиты или медицинской помощи. Многие из их товарищей-бойцов, похоже, истекли кровью от ран, которые полевые медики могли легко вылечить.
«Самый тяжелый момент был, когда один из моих товарищей был ранен», — говорит Исмаэль, который позже был госпитализирован с осколочными ранениями. «Он был в 20 метрах от меня, когда снаряд упал. Я видел, как он упал. Он звал меня, кричал. Но его место было уязвимо для армянских пулеметов. Я не мог ему помочь. В конце концов, он просто умер там».
Другой сириец говорит, что когда начался обстрел, его парализовал страх. «Я помню, что просто сидел на земле и плакал, и мои раненые друзья тоже начали плакать», — говорит он. «Я вижу это каждый день. Что касается меня, я сижу и плачу даже сейчас. Я не знаю, как я выжил в этой войне».
Военный аналитик Майкл Кофман, считает, что цель вербовки наемников, похоже, заключалась в минимизации потерь азербайджанских войск. «Поначалу они понесли немало потерь, особенно на юго-востоке, и эти наемники в основном использовались в качестве расходных штурмовых отрядов для первой волны», — говорит он. «Они довольно цинично подсчитали, что если окажется, что эти наступления не увенчались успехом на раннем этапе, то лучше всего, чтобы эти жертвы были среди наемников, а не азербайджанских войск. Никому нет дела до наемников».
В течение нескольких дней после начала боевых действий в Нагорном Карабахе, в конце сентября, сотни наемников складывали оружие и отказывались сражаться. «Командиры начали угрожать нам, что посадят нас в тюрьму в Азербайджане на девять месяцев. Потом они сказали нам, что даже когда мы вернемся в Сирию, они нас арестуют», — говорит Самир.
«Но на тот момент нас бастовало 500 человек, и мы действительно начали оказывать на них давление. Они составили список наших имен. Затем через пять или шесть дней они пришли и сказали нам подготовиться к отъезду».
Самир говорит, что никому из этих людей не заплатили ни цента из обещанных им 2000 долларов, и многие не получили назад свои личные вещи, с которыми прибыли в Азербайджан. Он также утверждает, что по их возвращении в Сирию командиры повстанческой группировки убили четырех человек, обвиняемых в организации забастовки.