Комитет министров Совета Европы представил беспрецедентный иск против Азербайджана в Большую палату Европейского суда по правам человека в связи с несоблюдением решения ЕСПЧ. Впервые Комитет министров применяет свою исключительную надзорную функцию, что, конечно, является необычным явлением, особенно если вспомним, что несколько недель назад Ильхам Алиев пригрозил покинуть Совет Европы в случае принятия Комитетом министров такого решения.
Шантаж Баку в Страсбурге фактически был проигнорирован, а это значит, что Совет Европы больше не будет терпеть произвол администрации Алиева, даже исходя из необходимости сохранять армяно-азербайджанский паритет. Совет Европы считает, что оппозиционный деятель Ильгар Мамедов был арестован, а затем приговорен исключительно по политическим мотивам и потребовал от Баку безоговорочно выполнить решение ЕСПЧ 2014 года и немедленно освободить оппозиционного деятеля.
Правительство Азербайджана вряд ли пойдет на выполнение императивного требования Страсбурга и, судя по всему, противостояние Совета Европы и Азербайджана приведет к глубокому кризису, который может быть разрешен изгнанием Азербайджана из старейшей и самой большой европейской организации, тем более, что международный коррупционный скандал вокруг Баку также нанес удар по репутации ПАСЕ, и вчерашнее решение Комитета министров, по сути, является политическим ответом на авторитарные устремления и коррупционные усилия властей Азербайджана. Возможное исключение Азербайджана из Совета Европы станет еще одним проявлением международной изоляции Азербайджана, что, несомненно, усиливает позицию Армении в процессе мирного урегулирования карабахского конфликта.
С другой стороны, проблемы Азербайджана автоматически не приведут к превосходству Армении, если политика Еревана будет основываться исключительно на провале Азербайджана. Проблема также имеет и другой подтекст. Не сказать, что, являясь членом Совета Европы, Азербайджан является страной, лояльной к демократическим и международным обязательствам, но за пределами Совета Европы она будет еще более «не закомплексованной» даже в плане выполнения своих формальных обязательств и в вопросе развязывания войны. Конечно, Баку, как в воздухе и воде, нуждается в получении из какого-нибудь силового центра «разрешительную грамоту» на войну.
Пока желания Баку не готовы удовлетворить ни в Москве, ни даже в Анкаре. В этом отношении ситуация радикально отличается от апреля 2016 года, что открывает окно для эффективной работы армянской дипломатии. По крайней мере, возникла беспрецедентная ситуация, когда у Азербайджана есть кризисные отношения не только с Европой, но и с Россией.