Тактика защиты Роберта Кочаряна строится на двух тезисах, которые по своему характеру манипулятивные, и направлены не столько на доказывание невиновности, сколько на, так сказать, закрепление неприкосновенности.
Адвокаты Кочаряна говорят – ССС должна закрыть уголовное дело, заведенное на Роберта Кочаряна, потому что Апелляционный суд ссылается на его неприкосновенность. Цинизм дошел до того, что защитники обсуждают не суть предъявленных Кочаряну обвинений, а акцентируют его неприкосновенность. Института абсолютного иммунитета существовать не может, иначе это может стать очень лохом прецедентом о у первого лица государства сформировать комплекс безнаказанности. Именно на этой логике на протяжении двух десятилетий зиждился институт криминальной олигархии. Безнаказанность для государственных органов стала нормой деятельности. Этим, вероятно, обусловлена та тенденция, что представители олигархии, даже представители криминального мира, не жалеют усилий для того, чтобы завладеть депутатским мандатом или какой-либо государственной должностью. Той же криминальной логикой руководствуется и Роберт Кочарян, адвокаты которого, по сути, не хотят обсуждать обвинение, потому что считают, что их подзащитный имел право предпринять подобные действия, иными словами, он неприкосновенен. ССС и суд первой инстанции принципиально отвергли тезис абсолютной неприкосновенности, Апелляционный же суд принял совершенное иное решение – вследствие субъективных восприятий судьи. Александр Азарян по делу 1 Марта 10 лет назад выносил вердикты, которые вытекали из принципа неприкосновенности, а, точнее, безнаказанности Роберта Кочаряна, лишая свободы оппозиционных деятелей, которые осмелились выступить против власти Роберта Кочаряна или Сержа Саргсяна.
Другой демагогический тезис адвокатов Кочаряна заключается в том, что инкриминируемое Кочаряну деяние, то есть, свержение конституционного строя, не имеет никакого отношения к раскрытию убийств 1 Марта. Этот аргумент настолько циничен, что ограничивает даже поле для дискурса. Если принять за основу утверждения адвокатов Кочаряна, получается, что десять граждан Армении были расстреляны не вследствие свержения конституционного строя, а вследствие действий оппозиции.
В особенности второй тезис команды Кочаряна впредь лишается пропагандисткой или прикладной возможности: правопреемники жертв событий 1 Марта представили в суд жалобу, требуя аннулировать ранее вынесенный Апелляционным судом вердикт, и арестовать обвиняемого в свержении конституционного строя по делу 1 Марта Роберта Кочаряна.
Кассационная жалоба представлена представителем правопреемником жертв 1 Марта, адвокатом Ваге Григоряном. Последний отметил, что трудно представить какого-либо беспристрастного судью или суд, который в результате рассмотрения представленных правопреемниками потерпевших аргументов, придет к иному выводу, нежели отменить решение Апелляционного суда, и в корне отвергнуть заложенные в основе этого незаконного решения мотивировки. «Указанное решение Апелляционного суда не только опасно для беспрепятственного осуществления позитивной функции государства в защите конституционного порядка, но также и для процедурной защиты права на жизнь в Армении вообще. Никакая цивилизованная нация не может потерпеть подобного номиналисткого подхода у легалистской трактовки права», – отметил Григорян.
Правовое значение кассационной жалобы правопреемников потерпевших прокомментировал их представитель, однако этот шаг имеет и колоссальное политическое значение – вводя в тупик защиту Кочаряна. Родственники потерпевших, по сути, формализуют тот факт, что ответственность за жертвы 1 Марта несет именно Роберт Кочарян, иными словами – его действия или приказы привели к необратимым человеческим потерям.
Родственники пострадавших – люди, которые не могут иметь субъективные политические интересы или искать виновных – исходя из ситуации: этим людям нужно, чтобы был призван к ответственности подлинный организатор бойни. На протяжении десяти лет эти люди неоднократно допрашивались, внимательно следили за ходом расследования дела 1 Марта, даже за кажущимися мелочью событиями, и пришли к четкой убежденности в том, что за этим преступлением стоит Роберт Кочарян. Политические изменения не влияют на позиции этих людей. Они вопрос ответственности Кочаряна поднимали также и в годы президентства Сержа Саргсяна – удостаиваясь равнодушного отношения со стороны компетентных органов. Требование родственников жертв неизменно и сегодня, изменилась политическая ситуация, которая приближает час расплаты Роберта Кочаряна. Источник: 1in.am