Противостояние Армении и Азербайджана из-за Нагорного Карабаха, где живут преимущественно этнические армяне, впервые почти за три десятилетия приобрело характер открытых боевых столкновений. Конфликт вспыхнул с новой силой в воскресенье, 27 сентября, когда Азербайджан начал масштабную военную операцию на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе, пишет DW.
Турция уже давно поддерживает в этом конфликте Азербайджан. По сообщениям армянской стороны, Анкара прислала в помощь вооруженным силам Баку военных наемников из Сирии. «Турецкие военные эксперты воюют бок о бок с Азербайджаном, который использует турецкое оружие, в том числе беспилотные летательные аппараты и военные самолеты, — заявили в МИД Армении. — Согласно достоверным источникам, Турция вербует и перевозит в Азербайджан иностранных террористов».
Власти Азербайджана эти обвинения опровергли. Россия, в свою очередь, заявила, что располагает сведениями об участии боевиков из Сирии и Ливии в вооруженном конфликте в Нагорном Карабахе, и призвала незамедлительно вывести их из региона.
Сирийские наемники в Ливии
Анкару не в первый раз обвиняют в том, что она наряду с турецкими военными отправляет для защиты своих интересов за рубежом сирийских наемников.
В начале 2020 года появились сообщения о том, что Турция использует наемников из Сирии для военной помощи сформированному при поддержке ООН Правительству национального согласия (ПНС) в Ливии. По различным оценкам, численность сирийских наемников в Ливии могла составлять от 3 000 до 6 000 человек.
Многие эксперты считают, что присутствие в Ливии отправленных Турцией сирийских наемников фактически изменило баланс сил в пользу тех, кто поддерживал Правительство национального согласия.
«Многие из наемников были опытными боевиками, принимавшими участие в боях в Алеппо, Хаме и Идлибе, а также против курдов на севере Сирии, — говорит независимый исследователь из Вашингтона Ноа Агили, изучающий тему вербовки и создания формирований ополченцев в Ливии. — Использование сирийских наемников при поддержке беспилотников, управляемых турецкими военнослужащими, позволило силам ПНС остановить наступление и постепенно вытеснить «Ливийскую национальную армию» генерала Халифы Хафтара в Сирт и Эль-Джуфру на востоке Ливии».
Предполагаемое задействование Анкарой сирийских наемников в вооруженном конфликте Азербайджана и Армении в районе Нагорного Карабаха может иметь схожие черты с ливийским сценарием, считают некоторые наблюдатели.
На страже интересов Турции за рубежом
Турция уже не первый год использует сирийских боевиков как средство, с помощью которого она может преследовать свои внешнеполитические интересы, не прибегая к использованию национальных вооруженных сил.
«Они — эффективное средство для достижения цели, так как обеспечивают президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана военной силой, от которой можно легко отказаться после завершения операции, — говорит Ноа Агили. — В дальнейшем эти наемники могут позволить Турции удерживать свои геополитические позиции без риска для внутренней политики».
Агили считает, что использование наемников — это часть более широкой стратегии, которую используют такие страны как Турция и Россия в попытке укрепить свои интересы на Ближнем Востоке, в Северной Африке и других странах.
«Войны между государствами случаются все реже, вместо этого участились ожесточенные столкновения между негосударственными игроками на неподконтрольных или плохо контролируемых правительством территориях», — говорит политолог в беседе с DW.
Кто из сирийцев записывается в наемники?
Как именно Турция вербует сирийских наемников, неизвестно, но, по разным данным, среди них есть и бывшие бойцы сирийской оппозиции, и боевики, и даже беженцы.
В 2018 году турецкие силы завербовали представителей сирийской оппозиции, сражающихся под знаменем Свободной сирийской армии (ССА), и использовали их в военных кампаниях против курдов на севере Сирии. Поступали сообщения о том, что некоторые из боевиков были участниками экстремистских группировок.
По данным расположенной в Лондоне оппозиционной организации «Сирийская обсерватория по правам человека», среди завербованных Турцией сирийских наемников есть также бывшие боевики, которые сражались за «Исламское государство» и джихадистские группировки, связанные с «Аль-Каидой».
Однако в ежеквартальном отчете Министерства обороны США, предоставленным Офисом генерального инспектора по борьбе с терроризмом в июле 2020 года, говорится, что «нет достоверных сведений», подтверждающих, что воевавшие в Ливии при поддержке Турции наемники ранее были связаны с террористическими группировками.
Мотивы наемников — не идеологические, а финансовые
В докладе Пентагона в качестве основной мотивации наемников указывается финансовая выгода. «Наемники с большей долей вероятности воюют в Ливии по личным и финансовым, а не по идеологическим или политическим причинам», — говорится в докладе со ссылкой на данные разведки, собранные объединенным боевым командованием вооруженных сил США по операциям в Африке (USAFRICOM).
Бывший эксперт ООН Кристиан Бракель, возглавляющий стамбульское отделение немецкого Фонда имени Генриха Бёлля, согласен с выводами американцев. «С потенциальной возможностью заработка до 2 000 долларов не удивительно, что многие сирийцы соглашаются на такую работу», — говорит он.
Несмотря на бесчисленное множество причин, по которым сирийцы воюют в интересах Турции, истории рекрутирования некоторых из них отличаются от типичной практики вербовки боевиков и бойцов оппозиции. Проживающий в Германии сирийский активист Халед Равас рассказал DW, что иногда наемников вербуют даже в лагерях беженцев в Турции.
«Вербовка происходит при посещении лагерей сирийских беженцев представителями турецких властей, — рассказал Равас, ссылаясь на источники в регионе. — Эти посредники обычно описывают работу как охрану жизненно важных объектов. Новобранцы не подозревают, что их ожидает линия фронта».